Конфликт на востоке Украины и попытки его урегулирования в 2014–2017 гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Фактически конфликт начался 21 ноября 2013 г. с выступления студентов в Киеве на площади Независимости. После ожесточенного сопротивления обеих сторон зарождающегося конфликта (на тот момент — оппозиция и официальные власти Украины), в итоге, бывший президент Украины Виктор Янукович 21 февраля 2014 г. бежал из страны.
В это же время в Крыму появляются «зеленые человечки», оказавшиеся, как и предполагалось изначально, российскими военными.
18 марта 2014 г. Крым почти бескровно перешел в состав РФ, что зародило фактически открытый конфликт между Украиной и РФ.
7 апреля 2014 г. конфликт был усугублен провозглашением Донецкой Народной Республики, а 27 апреля, в дополнение к ДНР и ЛНР, — Луганская Народная Республика.
14 апреля 2014 г. — было объявлено о начале АТО на Востоке Украины.
Далее имели место бои за Донецкий и Луганский аэропорты, бои за Славянск и Краматорск, освобождение Мариуполя и катастрофа под Иловайском, которая и побудила стороны сесть за стол переговоров в Минске в сентябре 2014 г. С середины января 2015 года возобновились активные боевые действия на всём протяжении фронта, в результате которых к началу февраля 2015 года вооружённым формированиям непризнанных республик удалось добиться значительных успехов. В ходе новых переговоров в Минске 11—12 февраля был согласован новый комплекс мер по выполнению сентябрьского соглашения о перемирии.
17 апреля в Женеве с участием высших дипломатических представителей Украины, ЕС, США и РФ состоялись Четырёхсторонние переговоры по деэскалации конфликта на Украине.
По их итогам было принято совместное заявление, которое предусматривало:
разоружение незаконных вооружённых формирований, освобождение захваченных административных зданий, улиц, площадей и других общественных мест;
амнистию участникам протестов и тем, кто освободит здания и другие общественные места и добровольно сложит оружие, за исключением тех, кто будет признан виновным в совершении тяжких преступлений;
деятельность Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ для содействия немедленной реализации этих мер, направленных на деэскалацию ситуации, с участием наблюдателей от США, ЕС и России.
Мир в Донбассе, однако, так и не наступил. 22 апреля на сайте Верховной рады было опубликовано заявление и. о. президента Украины Александра Турчинова с требованием к силовым структурам возобновить проведение «результативных антитеррористических мероприятий для защиты от террористов украинских граждан, проживающих на востоке Украины».
5 сентября в Минске после переговоров был подписан так называемый «Минский протокол», которым декларировалось выполнение шагов по мирному урегулированию конфликта, в частности: двухстороннее прекращение огня, принятие закона об особом порядке самоуправления отдельных районов Донбасса, мониторинг украинско-российской границы со стороны ОБСЕ, освобождение заложников, амнистия, а также принятие мер по улучшению гуманитарной ситуации и восстановлению жизнедеятельности региона.
«Минск-2», в которых декларировались прекращение огня с 15 февраля, отвод тяжёлых вооружений и артиллерии, проведение выборов в соответствии с украинским законодательством, вывод иностранных войск и техники, прекращение экономической блокады региона, разоружение всех незаконных групп, передача границы под контроль Украины после проведения выборов и конституционная реформа с учётом особенностей самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Вооружённый конфликт на востоке Украины привёл к значительным разрушениям гражданской инфраструктуры и сотням тысяч беженцев.
В 2018 году силовая операция украинских властей на востоке страны сменила формат и название. Согласно указу президента Петра Порошенко, с начала мая на юго-востоке Украины началось проведение военной операции Объединенных сил (ООС), а антитеррористическая операция (АТО) завершена. ООС будет проходить в соответствии с так называемым законом о реинтеграции Донбасса, принятым 18 января. Главной целью закона о реинтеграции Донбасса называется освобождение названных оккупированными территорий и восстановление территориальной целостности Украины. В документе официально признано, что Россия — агрессор, а ДНР, ЛНР и Крым — временно оккупированные территории. Действия Киева в регионе в законе определяются как «сдерживание и отпор российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях». Главным отличием ООС от АТО является то, что в новом качестве армейская операция направлена именно на противостояние «российской агрессии», а не «террористам», под которыми в Киеве подразумевают воинские формирования самопровозглашенных республик.