Особенности международного положения и внешней политики Люксембурга в 1990-х – 2010-х гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Люксембург — государство (великое герцогство) в Западной Европе. Граничит с Бельгией на севере, на западе и на юге с Францией, на востоке с Германией, не имеет выхода к морю. В стране три официальных языка: люксембургский, французский и немецкий, которыми в той или иной степени владеет любой среднестатистический люксембуржец. При этом знание люксембургского и французского языков является одним из основных условий получения люксембургского гражданства.
В послевоенные годы Люксембург стал одним из основателей ООН, соучредителем основных военно-политических и экономических структур западноевропейских стран. Входит в союз Бенилюкса с 1947 г., в НАТО — с 1949 г., в ЕС — с 1957 г., в 1987 г. присоединился к соглашению, 1948 г. о военном сотрудничестве между Бельгией и Нидерландами.
Внешнеполитический курс Люксембурга отличает прагматичная, взвешенная позиция, выгодно выделяющаяся на общеевропейском фоне многосторонним подходом к решению глобальных проблем с упором на систему ООН. Главной задачей Люксембурга на внешнеполитической арене остается углубление европейской интеграции, стимулирование выработки консенсусных подходов Евросоюза к вопросам европейского строительства и актуальным проблемам международных отношений, преодоление «недостаточной конкурентоспособности» европейской экономики.
Люксембургское правительство занимает активную позицию по вопросам сокращения вооружений, ядерного разоружения и укрепления режима нераспространения, твердо выступая в пользу наращивания усилий на этих направлениях.
На протяжении 2013-2014 гг. ВГЛ входит в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН. В отчетный период Люксембург осуществляет председательство в Комитете СБ ООН по санкциям в отношении КНДР и Рабочей группе по вопросу о детях в вооруженных конфликтах. О приверженности Люксембурга целям и принципам ООН свидетельствует не только выполнение финансовых обязательств в соответствии с Уставом ООН, но и регулярные добровольные вклады в ее фонды и программы, участие в миротворческих миссиях, проведение активной политики помощи развитию. В январе 2013 г. — Люксембург прошел процедуру универсального периодического обзора (15-я сессия) Совета ООН по правам человека в Женеве, Швейцарии.
В двустороннем плане Люксембург стремится расширять свои экономические связи с государствами Азии и новыми индустриальными странами.
Помощь развивающимся странам составляет 1 % ВВП страны. Ее привилегированными получателями являются Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Мали, Намибия, Нигер, Сенегал, Никарагуа, Сальвадор, Лаос и Вьетнам.
Экономика страны. ВГЛ является высокоразвитой индустриальной страной, крупным международным финансовым и туристическим центром. Уровень жизни в Герцогстве считается одним из самых высоких в ЕС, что определяется большими доходами и низкими налогами. В структуре ВВП преобладают сфера услуг, финансы и торговля. В этих отраслях занято около 50% экономически активного населения.
Первостепенное значение для экономики Люксембурга имеет финансовый сектор — он дает порядка 28% ВВП. Многолетняя политика Правительства Люксембурга по развитию в стране финансового сектора привела к тому, что Герцогство стало мировой финансовой площадкой. Международные корпорации используют Люксембург как вход на европейский и мировой рынок.
Промышленный сектор представлен преимущественно металлургическими предприятиями, перешедшими под контроль крупнейшего в мире сталелитейного концерна «Арселор-Миттал», штаб-квартира которого находится в Люксембурге. Среди прочих крупных холдингов выделяются спутниковая компания «СЕС—Глобал», мультимедийный гигант «РТЛ Групп», авиатранспортная компания «Карголюкс» — один из европейских лидеров в области грузовых авиаперевозок.