Особенности международного положения и внешней политики Румынии в 1990-х – 2010-х гг. «Унионизм» в Румынии и Молдове
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
После революции были сформированы несколько партий, которые утверждали, что они являются преемниками партий до Второй мировой войны. Самыми успешными были Христианско—демократическая национальная крестьянская партия, Национальная либеральная партия (НЛП) и румынская социал—демократическая партия (РСДР). Их руководство было сделано из бывших политических заключенных 1950—х годов, репатриированных эмигрантов и людей, которые не были связаны с Коммунистической партией. В качестве реакции Национальный фронт спасения (FSN) объявил, что он будет участвовать в выборах в качестве политической партии. Объявление вызвало серию антиправительственных демонстраций в Бухаресте. Уже напряженная ситуация усугублялась кампаниями в прессе. Газеты, предполагающие сильную проправительственную или сильную прооппозиционную позицию, издавали атаки и пытались дискредитировать противоположную сторону. FSN, имея лучшую организационную структуру и контролируя государственное управление, использовал прессу, которая по-прежнему контролируется государством, в свою пользу. ФСН также организовала контр—манифестации, собрав поддержку из рабочих Бухареста. По мере того, как антиправительственные протестующие начали обвинять парламент, в Бухарест влилось больше групп рабочих со всей страны для защиты хрупкого правительства. Рабочие напали на офисы оппозиционных партий, однако правительство вмешалось и сумело восстановить порядок. Это событие известно, как первая Минерада.
28 февраля, менее чем через месяц, еще одна антиправительственная демонстрация в Бухаресте снова закончилась конфронтацией между демонстрантами и угольщиками. На этот раз, несмотря на просьбы демонстрантов о ненасилии, несколько человек начали бросать камни в здание правительства. полиция и армейские силы вмешались, чтобы восстановить порядок, и в ту же ночь 4000 шахтеров ворвались в Бухарест. Этот инцидент известен как майниада февраля 1990 года.
Президентские и парламентские выборы были проведены 20 мая 1990 года. Илиеску выиграл почти 90% голосов избирателей и, таким образом, стал первым избранным президентом Румынии. FSN также обеспечила более двух третей мест в парламенте.
В декабре 1991 года после народного референдума была разработана и впоследствии принята новая конституция. Правительство было сформировано в ноябре 1992 года при премьер-министре Николае Вакаройу, экономистом и бывшим бюрократом во время администрации Чаушеску. Правительство предприняло некоторые ограниченные шаги в направлении либерализации рынка, приступило к реализации программы приватизации путем выкупа управляющих сотрудниками и стремилось к дальнейшим отношениям с евроатлантическими структурами (ЕЭС / ЕС и НАТО). В июле 1993 года FDSN сменила свое название на партию социал-демократии в Румынии (PDSR) после слияния с несколькими меньшими партиями. Эта коалиция распалась до выборов в ноябре 1996 года. Это совпало с банкротством схемы пирамиды Каритаса, крупным скандалом в то время в Румынии.
PDSR выиграла наибольшее количество мест в парламенте, но не смогла сформировать жизнеспособную коалицию. Новое коалиционное правительство под премьер-министром Виктором Чиорбой оставалось на своем посту до марта 1998 года, когда Раду Василе (PNŢCD) занял пост премьер-министра. Период был отмечен частыми ссорами внутри коалиции, сомнительным банкротством нескольких крупных банков и общим экономическим спадом. Ухудшение условий жизни спровоцировало новую минеру в 1999 году.
Социал-демократическая партия Илиеску, ныне переименованная в партию социал-демократии в Румынии (ПДС), вернулась к власти на выборах 2000 года, а Илиеску выиграл второй конституционный срок в качестве президента страны. Адриан Нэстасе стал премьер-министром новообразованного правительства. Оппозиция часто обвиняла правительство в коррупции и пыталась контролировать прессу. Тем не менее, румынская экономика стала свидетелем первых лет роста после революции 1989 года. Правительство также приступило к реализации нескольких проектов по социальному жилью, возобновило строительство автострады, соединяющей Бухарест с главным портом Румынии, Констанца, и приступило к строительству автомагистрали через западный регион Трансильвании. Однако эти проекты имели ограниченный успех.
После терактов 11 сентября 2001 года Румыния поддержала США в своей «войне с терроризмом», предоставив права на пролет в ВВС США во время вторжения США в Афганистан. Военные страны также активно участвовали как в возглавляемых НАТО Международных силах содействия безопасности, так и под руководством США «Несокрушимая свобода». В 2004 году Румыния была окончательно принята в качестве полноправного члена НАТО. Правительство Нэстасе также предприняло шаги в направлении европейской интеграции. Правительство успешно завершило переговоры с Европейским союзом по большинству вопросов, 1 января 2007 года Румыния присоединилась к Европейскому союзу вместе с Болгарией.
В конце 2009 и 2010 годов Румыния сильно пострадала от мирового экономического кризиса, вызвав несколько массовых протестов, организованных профсоюзами. Оппозиция и пресса часто обвиняли правительство в преимущественном распределении средств для своих членов, а также в обобщенной коррупции.
Специфическую политику в отношении Молдовы проводит Румыния. С 1990 г. одной из важнейших установок ее внешней политики является положение о неизбежности воссоединения с Молдовой. Необходимость объединения обосновывается исторической общностью и культурной однородностью румын и молдаван.
Реализация «унийной» политики осуществляется посредством раздачи румынских паспортов, реализации культурных и образовательных программ, поддержки деятельности прорумынских СМИ, направления румынских священников в Молдову.
В 1994 г. румынский парламент протестовал против присоединения Молдовы к СНГ.
Румыния отказывается от юридической фиксации границы с Молдовой (в 2010 г. подписан договор о режиме границы, но не ратифицирован румынской стороной).