Особенности международного положения и внешней политики Румынии в 1990-х – 2010-х гг. «Унионизм» в Румынии и Молдове
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
После революции были сформированы несколько партий, которые утверждали, что они являются преемниками партий до Второй мировой войны. Самыми успешными были Христианско—демократическая национальная крестьянская партия, Национальная либеральная партия (НЛП) и румынская социал—демократическая партия (РСДР). Их руководство было сделано из бывших политических заключенных 1950—х годов, репатриированных эмигрантов и людей, которые не были связаны с Коммунистической партией. В качестве реакции Национальный фронт спасения (FSN) объявил, что он будет участвовать в выборах в качестве политической партии. Объявление вызвало серию антиправительственных демонстраций в Бухаресте. Уже напряженная ситуация усугублялась кампаниями в прессе. Газеты, предполагающие сильную проправительственную или сильную прооппозиционную позицию, издавали атаки и пытались дискредитировать противоположную сторону. FSN, имея лучшую организационную структуру и контролируя государственное управление, использовал прессу, которая по-прежнему контролируется государством, в свою пользу. ФСН также организовала контр—манифестации, собрав поддержку из рабочих Бухареста. По мере того, как антиправительственные протестующие начали обвинять парламент, в Бухарест влилось больше групп рабочих со всей страны для защиты хрупкого правительства. Рабочие напали на офисы оппозиционных партий, однако правительство вмешалось и сумело восстановить порядок. Это событие известно, как первая Минерада.
28 февраля, менее чем через месяц, еще одна антиправительственная демонстрация в Бухаресте снова закончилась конфронтацией между демонстрантами и угольщиками. На этот раз, несмотря на просьбы демонстрантов о ненасилии, несколько человек начали бросать камни в здание правительства. полиция и армейские силы вмешались, чтобы восстановить порядок, и в ту же ночь 4000 шахтеров ворвались в Бухарест. Этот инцидент известен как майниада февраля 1990 года.
Президентские и парламентские выборы были проведены 20 мая 1990 года. Илиеску выиграл почти 90% голосов избирателей и, таким образом, стал первым избранным президентом Румынии. FSN также обеспечила более двух третей мест в парламенте.
В декабре 1991 года после народного референдума была разработана и впоследствии принята новая конституция. Правительство было сформировано в ноябре 1992 года при премьер-министре Николае Вакаройу, экономистом и бывшим бюрократом во время администрации Чаушеску. Правительство предприняло некоторые ограниченные шаги в направлении либерализации рынка, приступило к реализации программы приватизации путем выкупа управляющих сотрудниками и стремилось к дальнейшим отношениям с евроатлантическими структурами (ЕЭС / ЕС и НАТО). В июле 1993 года FDSN сменила свое название на партию социал-демократии в Румынии (PDSR) после слияния с несколькими меньшими партиями. Эта коалиция распалась до выборов в ноябре 1996 года. Это совпало с банкротством схемы пирамиды Каритаса, крупным скандалом в то время в Румынии.
PDSR выиграла наибольшее количество мест в парламенте, но не смогла сформировать жизнеспособную коалицию. Новое коалиционное правительство под премьер-министром Виктором Чиорбой оставалось на своем посту до марта 1998 года, когда Раду Василе (PNŢCD) занял пост премьер-министра. Период был отмечен частыми ссорами внутри коалиции, сомнительным банкротством нескольких крупных банков и общим экономическим спадом. Ухудшение условий жизни спровоцировало новую минеру в 1999 году.
Социал-демократическая партия Илиеску, ныне переименованная в партию социал-демократии в Румынии (ПДС), вернулась к власти на выборах 2000 года, а Илиеску выиграл второй конституционный срок в качестве президента страны. Адриан Нэстасе стал премьер-министром новообразованного правительства. Оппозиция часто обвиняла правительство в коррупции и пыталась контролировать прессу. Тем не менее, румынская экономика стала свидетелем первых лет роста после революции 1989 года. Правительство также приступило к реализации нескольких проектов по социальному жилью, возобновило строительство автострады, соединяющей Бухарест с главным портом Румынии, Констанца, и приступило к строительству автомагистрали через западный регион Трансильвании. Однако эти проекты имели ограниченный успех.
После терактов 11 сентября 2001 года Румыния поддержала США в своей «войне с терроризмом», предоставив права на пролет в ВВС США во время вторжения США в Афганистан. Военные страны также активно участвовали как в возглавляемых НАТО Международных силах содействия безопасности, так и под руководством США «Несокрушимая свобода». В 2004 году Румыния была окончательно принята в качестве полноправного члена НАТО. Правительство Нэстасе также предприняло шаги в направлении европейской интеграции. Правительство успешно завершило переговоры с Европейским союзом по большинству вопросов, 1 января 2007 года Румыния присоединилась к Европейскому союзу вместе с Болгарией.
В конце 2009 и 2010 годов Румыния сильно пострадала от мирового экономического кризиса, вызвав несколько массовых протестов, организованных профсоюзами. Оппозиция и пресса часто обвиняли правительство в преимущественном распределении средств для своих членов, а также в обобщенной коррупции.
Специфическую политику в отношении Молдовы проводит Румыния. С 1990 г. одной из важнейших установок ее внешней политики является положение о неизбежности воссоединения с Молдовой. Необходимость объединения обосновывается исторической общностью и культурной однородностью румын и молдаван.
Реализация «унийной» политики осуществляется посредством раздачи румынских паспортов, реализации культурных и образовательных программ, поддержки деятельности прорумынских СМИ, направления румынских священников в Молдову.
В 1994 г. румынский парламент протестовал против присоединения Молдовы к СНГ.
Румыния отказывается от юридической фиксации границы с Молдовой (в 2010 г. подписан договор о режиме границы, но не ратифицирован румынской стороной).