Особенности международного положения и внешней политики Венгрии в 1990-х – 2010-х гг

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

важным направлением внешней политики Венгрии главную цель внешней политики страны напряжённости на национальной почве
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В 1994 году вступает в силу соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а в 2004 году Венгрия становится полноправным членом ЕС.

Еще одним важным направлением внешней политики Венгрии этого периода становится евроатлантическая интеграция. Европейские и евроатлантические организации — ОБСЕ, Евросоюз, НАТО, Западноевропейский Союз и ОЭСР рассматриваются как составные элементы единой системы, взаимно дополняющие и усиливающие друг друга. Намерение присоединиться к НАТО не только нарушало американо-советские соглашения, но и вызывало настороженность венгерского общества. Правительство объясняло необходимость такого шага тем, что Североатлантический договор обеспечивает твердую основу для трансатлантических связей, прежде всего, с США, а присоединение к нему Венгрии упрочит ее место в сообществе европейских демократических наций.

Венгерская внешняя политика, как и политика остальных Центрально—европейских стран, испытывала сложности в понимании акцентов американской, европейской и российской политики, больше внимания уделяя внутренним проблемам. В целом, внешняя политика Центрально—европейских стран остается несогласованной, причем нет единства и в принятии своих стратегических решений.

По оценке Ласло Ленделла: «Внешняя политика Венгрии страдает одновременно от двух факторов: ей не хватает, во-первых, широкой внутриполитической поддержки и, во-вторых, согласованности отдельных направлений». Особенно осложнилась ситуация, когда выяснилось, что Венгрия тоже стала ареной американскоевропейско-российской борьбы за рынки, прежде всего споров за доступ к энергоресурсам. Правительство Дюрчаня, следуя прежней европейской — в первую очередь немецкой — тактике особого пути, попыталось выстроить свои, особые отношения с Россией. Ставкой хороших отношений с венгерской стороны должны были бы стать такие вещи, как надежность поставок энергоресурсов и их более низкая цена, а также прохождение через Венгрию нового трубопровода и строительство в Венгрии газохранилища. С русской же стороны — возможности для проникновения русского капитала через Венгрию на Западные Балканы. Если бы осенью 2006 года удалось подписать соглашение, Венгрия успешно сбалансировала бы свои новые связи. Подписать соглашение не удалось.». Такая декларация своих намерений не могла не вызвать ответа. Усиливается давление США из-за энергетических связей с Россией.

5 февраля 2015 года глава правительства Венгрии Виктор Орбан озвучил главную цель внешней политики страны: «Если мы хотим обеспечить устойчивую безопасность, спокойствие и мир в Венгрии, то мы должны полагаться на две державы, которые присутствуют в Центральной Европе мощно и в долгосрочной перспективе, Германию и Россию. США имеют важное значение, но для внешней политики страны — не первостепенное». Венгрия должна выстраивать свою внешнюю политику так, чтобы иметь «дружеские, сбалансированные, корректные, честные и взаимовыгодные отношения с этими двумя странами». Трудно предположить, что премьер—министр, на первый срок руководства правительством которого приходится присоединение Венгрии к НАТО и активная подготовка ко вступлению, а Евросоюз, без веских оснований предложил бы столь радикальное изменение курса, при этом заслужив обвинения в авторитарности. Изменение внешнеполитической ориентации, произошедшее после 2004 года, объясняется политикой ЕС в отношении так называемых новых членов содружества, попытками контролировать как внутреннюю, так и внешнюю политику, не учитывая при этом национальные интересы своих партнеров.

За время после падения коммунистического режима наблюдались обострения напряжённости на национальной почве со Словакией и Румынией, где венгры проживают как меньшинства.