Особенности международного положения и внешней политики Австрии в 1990-х – 2010-х гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
На сегодняшний день Республика Австрия является одной из самых динамично развивающихся европейских стран. Она располагается в Центральной Европе и граничит с такими странами как Италия и Словения на юге, со Швейцарией на юго-западе, с Германией и Лихтенштейном на западе, на востоке с Венгрией и Словакией, что немало повлияло на развитие страны и её внешнеполитические приоритеты.
Согласно договору о нейтралитете 1955 года, возможность членства Австрии в международных организациях была весьма ограничена. Нейтралитет Австрии подразумевает: не вступать в союзы и военные блоки; не создавать на своей территории военные опорные пункты иностранных государств.
Австрия является членом ООН (с 1955 г.) и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (МБРР, МФК, МАР, ВМО, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и т.д.).
Однако, приоритетным направлением внешней политики Австрии традиционно является европейский вектор. С момента присоединения к ЕС в 1995 г. Австрия стала активным участником в его интеграционных процессах.
В 1989 году Австрия вместе с Италией, Югославией и Венгрией стояла у истоков Центрально—европейской инициативы (ЦЕИ), которая в настоящее время включает Албанию, Беларусь, Болгарию, Чехию, Молдову, Польшу, Румынию, Словакию и Украину. Организация была призвана интенсифицировать взаимодействие между странами региона и приблизить государства соцлагеря к западноевропейским стандартам.
Также несмотря на свою приверженность идее «нейтралитета», Австрия подписала соглашение о сотрудничестве с НАТО в рамках программы «Партнёрство ради мира». Государство также играет важную роль в сфере международного сотрудничества, чему способствует размещение в Вене штаб-квартир МАГАТЭ, ЮНИДО, ОПЕК, секретариата ОБСЕ и ряда других структур.
Австрия выступает за укрепление ЕС, более эффективную координацию действий стран-членов, в первую очередь во внешней политике и политике безопасности. Также Австрия выступает за реформирование структур ЕС с учётом австрийских интересов. Опасаясь усиления влияния крупных государств ЕС и отстаивая интересы «региональной группы», в которую помимо Австрии могут Венгрия, Чехия, Словакия и Словения.
Австрия не без основания претендует на роль лидера центральноевропейского региона внутри расширенного ЕС. После вступления в ЕС Румынии, Болгарии, Хорватии отмечается рост авторитета Австрии, что позволяет ей добиться максимального продвижения своих национальных интересов на европейском уровне.
Австрия не поддерживает позицию ЕС по санкциям в отношении России и выступает за сотрудничество с «Газпромом». Правительство считает недопустимым потерю €550 млн. в результате разрыва сотрудничества с РФ. В Вене открыто говорят, что политика санкций в отношении РФ контрпродуктивна и невыгодна. Особенно обеспокоены австрийские предприниматели. Трудно оспорим факт, что поставки российского газа являются важным элементом европейской экономики.
Австрия захотела выйти из программы ЕС по распределению беженцев. Австрия обязывалась принять из Греции и Италии почти две тысячи просителей убежища, однако из-за потока нелегальных мигрантов государство и без того выполнило эту норму. После недавних терактов изменилось отношение европейцев к беженцам. Австрия предложила открыть центры приема беженцев за пределами Евросоюза.
Из конфликтов с европейскими государствами был один незначительный с Чехией по поводу Темелинской АЭС и дипломатический конфликт в 2000 г. Суть конфликта: на выборах в 1999 г. второе место получила ультраконсервативная Австрийская партия свободы во главе с Хайдером, известный своими неонацистскими взглядами. ЕС призвали запретить партии участвовать в жизни страны и ввести санкции в отношении Австрии, на что ЕС не было полномочий. Для урегулирования конфликта создана группа «трёх мудрецов», которые пришли к решению, что санкции — контрпродуктивны и подчёркивалась необходимость поставить под наблюдение партию Хайдера.
Отношение к странам СНГ (особенно РФ)
Отношения с государствами СНГ не входят в число основных приоритетов внешней политики Австрии, но имеют значение для сохранения безопасности, стабильности и благополучия на континенте.
Отношении России поддерживает идею «стратегического партнёрства». Сотрудничество обеих стран имеет прочную договорную базу: во-первых, адаптированы под новые условия договорённости советского периода. Отношения Российской Федерации с Австрией развивались позитивно. Поддерживались политические контакты на высоком уровне, развивались межпарламентские связи.
Основным документом в сфере двусторонних торгово-экономических связей является межправительственное Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 8 ноября 1993 года. В 2015 году общий товарооборот между Россией и Австрией составил $3,03 млрд долларов США. Россия и Австрия предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле в объёме Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Продолжается сотрудничество между двумя странами в сфере культуры. В 1998 году между Россией и Австрией было заключено Соглашение о культурном сотрудничестве. Большой популярностью среди российских туристов пользуются различные австрийские курорты (в основном горнолыжные). В 2008 году Австрию посетило 263 700 российских туристов.
По вопросу Крыма Австрия придерживается европейской позиции: аннексия Крыма неприемлема. При этом можно отметить, что австрийские власти настроены куда более сдержанно, в стиле своей политики нейтралитета, а также увязанные с теснотой экономических и других видов сотрудничества с Россией.
Отношения с США
В интересах расширения трансатлантических отношений Австрия выступает за восстановление атмосферы евро-американского доверия в области внешней политики и политики безопасности. США рассматриваются как надёжный стратегический союзник.
Отношения установлены ещё были в 1797 г. Вступление страны в EC положительно отразилось на двусторонних отношениях Австрии и США. В результате предпринятых мер по либерализации экономики, интеграционных процессов в мировую торговлю (с EC и США) страна стала более привлекательной c инвестиционной точки зрения, что определило ее довольно устойчивое положение во время финансового кризиса.
Некоторые положительные последствия принесло и распространение правил и норм единой внешнеторговой политики, так как в 2000-х гг. повысилась прозрачность и стабильность условий сотрудничества с экономическими партнерами (так, например, увеличилось число частных предприятий США на рынке Австрии). Одним из крупнейших зарубежных инвесторов Австрии являются США, на долю которых приходится около 15 % иностранных капиталовложений. Отдельным направлением политики стало усиление сотрудничества с США в области технологий и инноваций.
Место Австрии в системе безопасности в Европе
В начале XXI века произошли некоторые поползновения в отходе от традиционной политики нейтралитета. В связи с формированием новой геополитической ситуации в мире акцент сместился в европейском векторе на расширение военно-политических контактов с Североатлантическим Альянсом, а также другими военными ведомствами Европы.
Австрия приняла на себя обязательство «активно учувствовать в строительстве европейского сообщества по обеспечению мира, безопасности и обороны», а на самом деле — в создании военного альянса в Европе. Республика в данном плане стремиться во имя обеспечения своей безопасности создать единое европейское пространство в сфере обороны. Также предполагалось создание эффективных совместных структур по принятию решений в военной области, интенсивное сотрудничество в сфере военной промышленности. Руководство страны приняло решение вступить в Западноевропейскую группу вооружений в качестве полноправного члена.
Также в 1995 г. Австрия присоединилась к «Программе восточного партнёрства» и участвовала в миротворческой миссии в Боснии. Правовым обоснованием по присоединению к программе стало одобрение населения Австрии Маастрихтского договора 1992 г., постановляющего формирование общей системы безопасности и обороны. В 1996 г. усилились дискуссии в Австрии по поводу вступления в НАТО. Австрийская народная партия и Австрийская партия свободы поддерживают курс на сближение с НАТО, в то время как Социал-демократическая партия Австрии и большинство населения придерживается традиционной риторики нейтралитета.
Республика Австрия также активно участвует по программам ОБСЕ. В Вене находится Секретариат ОБСЕ и штаб-квартиры МАГАТЭ, Программы ООН по контролю за наркотиками и ОПЕК.