Особенности международного положения и внешней политики Чехии в 1990-х – 2010-х гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Государство в Центральной Европе, граничит на западе и северо-западе с Германией, на юго-востоке — со Словакией, на юге — с Австрией и на северо-востоке — с Польшей.
Чехия — развитая индустриальная страна с экспортно-ориентированной экономикой. Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (автомобилестроение, производство энергетического оборудования, станков, электротехники), металлургия (в основном, черная), химическая (выделяется нефтепереработка), пищевая (богатые традиции имеет пивоварение).
Подъем общественно-политической активности, направленной на коренное изменение основ строя, вылился в 1989 году в так называемую «бархатную революцию», в результате которой КПЧ была отстранена от власти. По итогам состоявшихся в 1990 г. парламентских выборов к руководству страной пришли политические движения «Гражданский форум» (в Чехии) и «Общественность против насилия» (в Словакии), которые произвели демонтаж прежней системы.
1 января 1993 г. Чехия вышла на мировую арену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. После раздела Чехословакии во внешней политике Чехии важной задачей стало утверждение на международный политической арене и интеграция в политические союзы и организации для обеспечения собственной безопасности и налаживание экономических связей.
С момента распада Чехословакии Чехия стала членом ООН и Совета Европы, участницей ОБСЕ, в 1996 г. была принята в ОЭСР, в 1999 г. вступила в НАТО, а в 2004 г. — в ЕС, с января 2008 г. входит в Шенгенскую зону.
Основными приоритетами внешней политики Чехии являются активное участие в евроинтеграционных процессах, укрепление трансатлантических связей, поддержание дружественных отношений с соседними государствами, солидарные действия в борьбе с терроризмом, сотрудничество с международными организациями, экономическая дипломатия и правозащитно—гуманитарная деятельность. Чехия занимает солидарную с ЕС позицию по большинству актуальных внешнеполитических вопросов.
На протяжении 90-х годов ХХ в. во внешней политике Чехии просматривается три направления, по которым Республика осуществляла свои внешнеполитические задачи. Первым таким направлением нужно назвать взаимовыгодное сотрудничество со Словакией. Объясняется это сразу несколькими причинами: Чехия и Словакия — это не просто государства, которые географически близко расположены друг к другу и, естественно, вынуждены иметь политические и экономические контакты, но прежде всего страны, которые существовали долгое время как одно целое государство и в результате у них сложились единые экономические, социально-политические и культурные связи, разорвать которые навсегда означало нанести непоправимый ущерб сразу двум народам. Но политическое и экономическое сотрудничество Чехии и Словакии в начале 90-х годов протекало не так гладко, как можно было предположить. Распад Чехословакии усугубил старые конфликты и породил новые. Уже спустя два месяца после «мирного развода» развалился валютный союз двух стран и осложнились пограничные вопросы. Сказались на отношениях обеих стран их разные внешнеполитические приоритеты.
Чехия своим историческим развитием была более западным государством, чем Словакия. Поэтому Чешская Республика благодаря своей более развитой индустрии и западным культурным традициям намного быстрее наладила политические и экономические контакты с западными странами, результатом этого сотрудничества можно назвать стремление Чешской Республики войти в ЕС и НАТО.