Особенности международного положения и внешней политики Швейцарии в 1990-х – 2010-х гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Место в европейской подсистеме МО
Одна из самых богатых стран мира и Европы. ВВП (2016) — 21 место в мире. 2014 — крупнейший мировой экспортер (21%) импортер (23%) золота в мире. 4-й после США, Японии, ФРГ экспортер капитала в мире. Швейцарские банки обслуживают 40,0 % всего частного мирового капитала и обеспечивают 11 % ее ВВП. ТНК («Нестле», «Ролекс»), туристический гигант ЕСМО (15% нацдохода, 2\3 территории под Альпами).
Лидер ЕАСТ (сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ).
Геостратегическое положение. 50% всех грузов из Севера и Запада Европы на Юг и Восток и наоборот проходят через Швейцарию.
Огромный вклад в деятельность по борьбе с бедностью — сотрудничает с ООН, ВБ, оказывают помощь «пороговым странам» в стадии перехода к демократии (Западные Балканы и СНГ).
«Интернациональная Женева». Женева — место базирования многих МПО (Европейская штаб-квартира ООН, УБПКБ, МОТ, МОМ, ВТО, ВОИС) и НПО (МККК, Врачи без границ). Вступила в ООН в 2002 г.
Самый старый нейтралитет (1815) — не входит ни в ЕС , ни в НАТО, что позволяет: представлять интересы стран после разрыва дипотношений (Швейцария представляет интересы США в Иране (1980), интересы РФ в Грузии (2008), Представляет интересы граждан Лихтенштейна с 1919 г. в тех странах, где нет консульства Лихтенштейна. ); «добрые услуги» — Швейцария предоставляла свою территорию для прямых переговоров нагорно-карабахского конфликта, абхазской и южноосетинской проблемы, кипрское урегулирование, «Женевы» по Сирии, «Женевы» по Иранскому досье.
Швейцария и ЕС
Не в ЕС, не в Еврозоне, в Шенгенской зоне с 2008. Евроскептик — не хочет вступать в ЕС (немецкоговорящие районы возле Боденского озера — против ЕС, франкоязычный кантон Женева — за. Швейцария не хочет терять контроль над ВП. Не хочет идти на уступки по банковской тайне. Экономическая развитость может позволить себе выборочную интеграцию в отдельных сферах).
Для ЕС Швейцария — 2-й торговый партнер после США, для Швейцарии ЕС — 1-й торгпартнер. Более 50% экспорта в ЕС, 75% импорта из ЕС.
Стратегия ВП 2012—2017 ключевой приоритет — развивать отношения с граничащими странами и регионами (торговый оборот с Баден-Вютенбергом равен объему с США, а объем с регионами Италии больше, чем с КНР).
1992—1997 — ухудшение — на волне роста популярности идей евроинтеграции подала заявку на вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), по итогам референдума отозвала ее и не подписала договор о создании Европейская экономическая зона (ЕЭЗ) – объединённый рынок свободной торговли ЕАСТ и ЕЭС, т.к. население боялось вступить в ЕС, перешла к особому билатеральному характеру отношений.
2001 — пересмотр понятия безопасности, 2002 — создание совета РФ—НАТО — улучшение — тенденции на пересмотр понятия нейтралитета и подъем еврооптимистов за вступление в ЕС.
2004—2009 — хорошие — после расширения 2004 г. Швейцария ежегодно выделяет 1, 3 млрд для финансирования 250 программ на развитие стран, вступивших в ЕС после 2004.
Пакет документов подписан: освобождение от таможенного налогообложения с\х импорта из Швейцарии; вхождение Швейцарии в европейское экологическое агентство; присоединение Швейцарии к Европейской образовательной программе; договор о свободном передвижении рабочей силы. 2008 — вступление в Шенгенскую зону.
2014 — ухудшение — ужесточение иммиграционного режима для ЕС из-за миграционного кризиса, ЕС против, т.к. противоречит договору о свободном передвижении рабочей силы. Но присоседились к экономическим санкциям против РФ.
Швейцария и РФ
1991-2007 — хорошие — 1994 — режим благоприятствующей нации (отмена антидепинговых расследований, огромные инвестиционные вливания, большая представленность ТНК, больших и средних предприятий в обеих странах) 2006 — специальная стратегия Швейцарии по развитию внешнеэкономических связей с БРИК (большое место отведено отношений с РФ).
2008-2013 — очень хорошие — 2008 — представляет РФ в отношениях с Грузией. 2009 — первый государственный визит Медведева, поддерживает инициативы РФ по созданию новой системы безопасности в Европе от Ванкувера до Владивостока. 2010 — переговоры между Швейцарией и ТС (Казахстан, РФ, РБ) о создании ЗСТ с ЕАСТ + инвестиции в построение олимпийских объектов к олимпиаде в Сочи в 2014 г. 2012 — после вступления РФ в ВТО переговоры о ЗСТ РФ и Швейцарии
2014 — ухудшение — в связи с событиями в Украине (приостановлены переговоры о ЗСТ, присоединилась к санкциям ЕС и США, что вызывало протест швейцарских предприятий, но продовольственное эмбарго РФ не затронуло Швейцарию) Экономическое сотрудничество не установлено.
Отношение к существующей системе безопасности
Нейтралитет не пассивный, а активный — это значит не участив в войнах, но развитие сотрудничества в сфере миротворчества.
Хотя в 2008 г. Швейцария поддержала инициативу РФ по реформированию системы безопасности в Европе, т.е. усиление роли ОБСЕ + создание новой системы безопасности от Ванкувера до Владивостока, а в 2009 г. в Женеве по швейцарской инициативе была проведена встреча экспертов, посвященная обсуждению данной инициативы.
В своей политике безопасности фокусируется на ЕС (2012 — рамочное соглашение с ЕС по кооперации в секторе оружия с Европейским агентством обороны) и НАТО (с 1996 г. в рамках партнерства ради мира участвовала в миссиях в рамках ОВПБ ЕС — (консультативная)в Украине и (учебно-тренировочная) в Мали, (военная) в Боснии и Герцеговине, полицейский контингент в Косово).