Особенности международного положения и внешней политики Словакии в 1990-х – 2010-х гг

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Декларация о суверенитете Словацкой республики формирования внешней политики Словакии процесса международного дипломатического признания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

17 июля 1992 года Словацким национальным советом была принята Декларация о суверенитете Словацкой республики. 1 сентября 1992 года Словацкий национальный совет принял конституцию. 25 октября 1992 года Федеральное Собрание Чехословакии приняло постановление о роспуске федеративного государства, которое прекратило существование 31 декабря 1992 года. Словацкая республика в качестве преемницы Чехословакии в 1993 году стала членом международных организаций, в том числе ОБСЕ, Всемирного банка, МВФ, с 19 января — ООН, с июля Совета Европы. В том же году Словакия направила сапёрный батальон для нормализации обстановки на территории распавшейся Югославии.

29 марта 2004 года Словакия вступила в НАТО, 1 мая 2004 года — в Европейский союз, 21 декабря 2007 года присоединилась к Шенгенской зоне, 1 января 2009 года к еврозоне.

Говоря о процессе образования и формирования внешней политики Словакии необходимо учесть, что для представителей словацкой политической сцены это был первичный опыт. Словакия никогда, исключая годы II мировой войны, не существовала как самостоятельное государство, соответственно у нее не было традиций в разработке своей внешней политики. Все надо было строить с нуля. Перед Словакией стояли следующие три основные задачи: достижение международного дипломатического признания государства, построение институционального обеспечения внешней политики, формирование программы внешней политики.

Принципиальным значением для довольно быстрого процесса международного дипломатического признания нового словацкого государства являлось то, что Словакия объявила себя правопреемником ЧСФР, а не правопреемником Словацкого государства военного периода 1939—1945 годов. Не малую роль в этом направлении сыграл характер и цивилизованный способ разделения чехословацкой федерации в течение 1992 года. В дипломатической ноте, которую словацкое правительство прислало в декабре 1992 года правительствам других стран мира, была однозначно декларирована воля акцептировать все существующие принципы регулирования международных отношений, подключиться к процессу разоружения, подкрепить собственный политический демократический режим и обеспечить применение прав человека и прав национальных меньшинств. Главным образом, благодаря этим двум основным фактором — цивилизованное разделение Чехословакии и объявление себя ее правопреемником — Словакия была, как суверенное государство, к маю 1993 года признана правительствами 99 государств мира. Сразу от 1 января 1993 года, первого дня своего существования, Словакия была принята в полноправные члены КБСЕ (ОБСЕ). В члены ООН Словакия была принята 19 января 1993 года и 30 июня 1993 года она стала страной—участницей Совета Европы. Следующий важный шаг был достигнут 4 октября 1993 года, когда было подписано Европейское соглашение о присоединении к ЕС. Словакия, таким образом, достигла мирового признания сразу же в первом году своего существования. Но дальнейшее развитие ее внешней политики как-то отклонилось от объявленных внешнеполитических приоритетов — от интеграции в западноевропейские политические, экономические структуры и структуры безопасности. В 1997 году были приняты два очень важных решения, непосредственно касающихся дальнейшей судьбы Словакии — в июле о расширении Североатлантического пакта и в декабре о способе расширения Европейского Союза. Словакия не оказалась среди кандидатов первой волны на членство ни в одном случае.

Наряду с МИДом в формировании внешней политики Словакии принимали участие вышеупомянутые учреждения. Более широкую инфраструктуру внешней политики СР образуют также Институт международных отношений при Юридическом факультете Университета Коменского в Братиславе и Словацкое общество для внешней политики (СОВП), которое является гражданским объединением с членской основой. СОВП организует лекции, семинары и дискуссии по вопросам внешней политики и международных отношений. Хотя формулирование и повседневная реализация внешней политики Словакии лежит, в первую очередь, не плечах МИДа, мозаика дополнительных институтов и учреждений дает представление о характере словацкой внешней политики и указывает на плюралистический и гражданский размер процесса ее становления, посредством чего Словакия постепенно приближается стандартом западноевропейских стран.