Особенности международного положения и внешней политики Норвегии в 1990-х – 2010-х гг. Территориальный спор Норвегии с Россией и его урегулирование

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

государство на западе и северо-западе Скандинавского полуострова Основа внешнеполитического курса Норвегии Территориальные споры. Россия
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Королевство Норвегия — государство на западе и северо-западе Скандинавского полуострова. Ей также принадлежат о. Ян-Майен в северо-восточной Атлантике и о. Буве в южной Атлантике. На условиях международного Парижского договора 1920 г. Норвегия осуществляет суверенитет на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Кроме того, страна претендует на о. Петра I близ Антарктиды и обширный сектор в Антарктиде (Земля Королевы Мод, около 1/7 площади континента), но эти притязания «заморожены» по международному Договору об Антарктике.

Официальные языки — норвежский (букмол и нюношк) и саамский. Саамы — самое многочисленное меньшинство.

В Беларуси посольства Норвегии нет. Визы получают через посольство Франции.

Норвегия — промышленно развитая страна, занимает одно из лидирующих мест в мире по объёму ВВП в расчёте на душу населения (71,5 тыс. долл.), выработке электроэнергии, добыче и экспорту нефти и газа, производству алюминия и ферросплавов, минеральных удобрений, вылову и разведению рыбы, тоннажу торгового флота.

С 1945 г. Норвегия — член ООН, в 1949 г. вступила в НАТО, с 1949 г. член Совета Европы, с 1952 г. Северного совета, с 1960 г. ЕАСТ и ОЭСР, с 1994 г.Европейского экономического пространства, с 2001 г. Шенгенской зоны, с 2012 г. АСЕМ. Норвегия — постоянный участник Арктического Совета, СГБМ, СБЕР, «Северного измерения».

Основа внешнеполитического курса Норвегии — союзнические отношения с США, членство в НАТО, тесное взаимодействие с Евросоюзом, особые отношения с соседними североевропейскими странами, а также прагматичное сотрудничество с Россией на Севере. Осло декларирует приверженность линии на укрепление многосторонних подходов в международной политике, центральной координирующей роли ООН и международного права.

В рамках НАТО (генсекретарём организации с 2014 г. является бывший норвежский Премьер-министр Й.Столтенберг) Норвегия поддерживает идею создания европейской ПРО, в 2015 г. совместно с Германией и Нидерландами участвовала в отработке натовской концепции совместных спецсил повышенной готовности (планируют вновь участвовать в ССПГ в 2019 г.), регулярно задействует истребители F-16 в натовском патрулировании воздушного пространства Исландии и Балтики, в соответствии с решением саммита НАТО в Варшаве отправила в 2017 г. около 200 своих военнослужащих в состав многонационального «усиленного» батальона передового присутствия в Литве (под командованием Германии), в течение всего 2017 г. возглавляет Первую постоянную военно-морскую группу НАТО (SNMG1). Вместе с Великобританией, Францией и Исландией Норвегия продвигает обновление военно-морской стратегии альянса с упором на увеличение его присутствия в северных морях, поддерживает американскую инициативу «Международное партнёрство в области ядерного разоружения».

Норвегия не входит в Евросоюз, но является с 1994 г. участником Соглашения между ЕС и ЕАСТ о Европейском экономическом пространстве. Норвегия имеет такую структуру экономики, которая значительно отличается от экономик других стран Европы. Она обладает значительными запасами полезных ископаемых, являлась на тот момент третьим в мире экспортером нефти. В Норвегии хорошо развиты морской транспорт и судостроение. Поэтому, она не хочет связывать себя законодательством ЕС в этих областях.

В рамках ООН повышенное внимание уделяется таким темам, как достижение Целей устойчивого развития на 2016—2030 гг. с особым упором на образование, поиск решений миграционного кризиса, противодействие насильственному экстремизму, борьбу с глобальным изменением климата и охрану окружающей среды, проблему резистентности к антибиотикам, устойчивое управление морскими ресурсами, защиту прав женщин и представителей ЛГБТ-сообщества, укрепление миротворческого потенциала ООН, реформирование Организации.

Посредничество в урегулировании международных конфликтов — «визитная карточка» Норвегии. Она осуществляла миротворческие миссии на Ближнем Востоке, Шри-Ланке, Филиппинах, в Гаити, Сомали, Судане, Мали и ряде других стран. В «миротворческом активе» Осло — достижение в ноябре 2016 г. соглашения о мире между колумбийскими властями и Революционными вооружёнными силами Колумбии. Норвежцы предоставляют весомую международную помощь на цели развития, которая ежегодно составляет около 1% её ВВП.

Норвегия входит в НАТО с момента создания. Участвовала во всех миссиях. Вступить Норвегию в Североатлантический союз вынудила международная обстановка, сложившаяся к концу сороковых годов, характеризующаяся началом «холодной войны» и наличием потенциальной угрозы со стороны Советского Союза (хотя СС убеждал Норвегию не вступать в НАТО, предлагая заманчивые уступки в виде рыбопромысловых льгот, но Норвегия отказалась). При вступлении в НАТО Норвегия требовала, чтобы на её территории не размещались вооружённые силы других стран (при отсутствии непосредственной угрозы), однако после 2014 года ситуация стала меняться.

В деле с Ираном придерживается общезападного принципа. С момента начала украинского кризиса в Осло выступают с жёсткой критикой в адрес России, рассматривая присоединение Крыма как «аннексию и нарушение международного права» и обвиняя в «поддержке сепаратистов на Юго-Востоке Украины». Следуя в фарватере Брюсселя, Норвегия последовательно присоединилась ко всем «пакетам» антироссийских санкций ЕС.

Территориальные споры. Россия. Ещё с 1970 года существовал территориальный спор о границе между государствами в Баренцевом море. Суть его сводится к тому, что Россия проводила границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия полагала, что граница должна находиться равноудалённо от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца—Иосифа, и острова Новая Земля с другой. Поскольку государства находились в дружественных отношениях, спор о границе редко вытекал в какие-либо акции, изредка происходили задержания российских рыболовецких судов. Однако в дальнейшем спор обострился, так как в Баренцевом море в том числе и на спорных территориях были обнаружены запасы углеводородов. В апреле 2010 года стороны пришли к соглашению, что новая делимитационная линия разделит спорную территорию на две равные части, окончательно 40-летний спор был урегулирован 15 сентября 2010 года после подписания договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» передачей 90 тысяч км² в пользу Норвегии.

Норвегия имеет территориальные претензии в Антарктиде (Земля Королевы Мод и ее континентальный шельф).