Особенности взаимодействия ЕС с Российской Федерацией в 1990-х – 2010-х гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
24 июня 1994 г. ЕС и Россия подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу в 1997 г.). На саммите Россия — ЕС в Лондоне в 2005 г. была достигнута политическая договоренность о заключении Нового (базового) соглашения о партнерстве, которое должно заменить действующее СПС. Переговоры по Новому базовому соглашению были начаты в июле 2008 г. Состоялось 12 переговорных раундов. В настоящее время по инициативе ЕС переговоры заморожены.
В январе 1998 г. в Лондоне состоялось первое заседание Совета сотрудничества Россия – ЕС. В 2000–2014 гг. ежегодно проводились саммиты Россия — ЕС. Саммиты Россия — ЕС проходили дважды в год: в первой половине года в России, во второй половине года — в стране, которая председательствует в ЕС. В марте 2014 года ЕС отказался от дальнейшего проведения саммитов.
В мае 2003 г. было заявлено, что Россия и ЕС намерены выстраивать отношения на основе 4 пространств:
общее экономическое пространство;
общее пространство свободы, безопасности и правосудия;
пространство сотрудничества в области внешней безопасности;
пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
В 2005 г. по всем пространствам были приняты «дорожные карты». Взаимодействие России с ЕС осуществлялось в рамках «Северного измерения», запущенного в 2000 г. по инициативе Финляндии.
ЕС стал для России важнейшим торговым партнером и поставщиком передовых технологий, основным потребителем российской нефти и природного газа.
Между Россией и ЕС существовали разногласия по вопросам международной безопасности, реализации политики на постсоветском пространстве и на Балканах, соблюдения демократических стандартов, реализации энергетических проектов, осуществления внешнеторговых операций.
Россия не добивалась членства в ЕС.
Отношения Россия—ЕС переживают не самые простые времена. Серьезный удар по отношениям был нанесен односторонними санкционными решениями Европейского союза, принятыми в ущерб обоюдным экономическим интересам во имя продвижения сомнительных геополитических схем.
10 июня 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой призывает «критически пересмотреть» отношения Евросоюза с Россией и больше не считать Россию стратегическим партнером Евросоюза.
Претензии России к ЕС касаются:
предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
ущемления прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии; отсутствие политики поддержки русского языка в ЕС;
попытки ЕС противостоять внешнеполитическому влиянию России, главным образом на постсоветском пространстве и в Сирии;
отказ ЕС вводить безвизовый режим для туристических поездок.
Претензии ЕС к России касаются:
нарушений прав человека и гражданских свобод (в том числе в Чечне);
существования российских военных баз внутри признанных ЕС и ООН границ Грузии, Молдавии и Украины, существующих вопреки воле правительств этих стран;
вмешательства России в конфликты на постсоветском пространстве (приднестровский конфликт, грузино-абхазский конфликт, южноосетинский конфликт, крымский кризис, война на Донбассе);
нарушение территориальной целостности Грузии и Украины в их признанных ЕС и ООН границах (признание независимости Абхазии и Южной Осетии и присоединение Крыма);
заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с экспортными ценами;
взимания Россией компенсационных выплат с иностранных авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута, не имеющее аналогов в мировой практике.