Политика Франции в отношении государств СНГ. Франко—российские отношения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Франко—российские отношения
Правовым фундаментом взаимодействия стал двусторонний договор от 7 февраля 1992 г., закрепивший стремление обеих стран развивать «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор договорно-правовая база расширялась и продолжала обогащаться новыми соглашениями.
Политический диалог между Москвой и Парижем неизменно отличается насыщенностью и доверительной атмосферой. Регулярность контактов на высшем уровне создает надежную основу для поступательного развития российско-французских отношений. 5-6 июня 2014 г. Президент России В.В.Путин принял участие в торжественной церемонии в Нормандии, посвященной 70-летию высадки союзников. «На полях» мероприятия состоялись переговоры президентов России и Франции, а также первая встреча в «нормандском формате» с участием президентов России, Франции, Украины и Канцлера Германии.
С 1996 г. работает Российско-французская межправительственная комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств.
С 2002 г. работает российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны двух стран.
Одно из приоритетных направлений сотрудничества — противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, организованная преступность, наркотрафик, финансовые преступления). Регулярно проводятся консультации на уровне Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и Генерального секретаря по вопросам обороны и национальной безопасности Франции. Активные контакты поддерживаются по линии правоохранительных органов – министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций.
Главным форматом диалога между законодательными собраниями двух стран является Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая председателями Государственной Думы и Национального собрания. Заметную роль играют «группы дружбы» в обеих палатах российского и французского парламентов.
Россия и Франция тесно взаимодействуют в качестве постоянных членов СБ ООН, в рамках ОБСЕ и других международных организаций, совместно с США являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
В 2014 г. появились факторы, осложняющие российско-французские отношения. Франция вместе с другими странами ЕС ввела санкции против России. Санкционное давление оказывает деструктивное воздействие на весь комплекс двусторонних связей, ограничивая политические контакты, сдерживая экономическое и межрегиональное сотрудничество. В «черных списках» ЕС оказались российские политики, игравшие центральную роль в развитии российско-французского диалога. Тем не менее, значительная общность интересов, богатый опыт взаимодействия в международных делах, вековые традиции дружбы народов России и Франции позволяют с оптимизмом смотреть в будущее российско-французского партнерства.
Отношения Франции и Беларуси
3 января 1992 года Французская Республика официально признала независимость Республики Беларусь. Дипломатические отношения установлены 25 января 1992 года.
В марте 1992 года в г. Париже открыто Посольство Республики Беларусь, в мае 1992 г. — Посольство Франции в г. Минске.
11—13 июля 1996 года состоялся визит Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко во Францию — первый официальный визит Главы белорусского государства в страны дальнего зарубежья. 11 июля 1996 года в ходе визита был подписан Договор о сотрудничестве и взаимопонимании между Республикой Беларусь и Французской Республикой.
11—12 февраля 2015 г. состоялся визит Президента Франции Ф.Олланда в Беларусь для участия в переговорах по урегулированию украинского конфликта в Нормандском формате.
Межпарламентское белорусско-французское сотрудничество осуществляется в рамках парламентских групп дружбы. В 1993 году была создана группа дружбы «Франция — Беларусь» в Национальном собрании Франции, в 2018 году аналогичная группа создана в Сенате Франции.
На регулярной основе проходят межмидовские консультации, встречи и переговоры на уровне Министров иностранных дел Беларуси и Франции.
Развитию децентрализованного сотрудничества способствует открытие Почетных консульств Беларуси во Франции. В 2015 г. открыто первое белорусское почетное консульство во Франции — в г. Лионе. В 2016 г. учреждено почетное консульство Беларуси в г. Бордо. В 2017 году состоялось открытие почетного консульства в г. Марселе.
В последнее время мы можем наблюдать положительную динамику торгово-экономических отношений Беларуси и Франции, однако, к сожалению, до сих пор они не отвечают потенциалу обеих стран.
Более стабильными можно назвать белорусско-французские контакты в области культуры. Беларусь традиционно была восприимчива к культурным ценностям Франции. Десятки тысяч белорусов изучают французский язык. Переводы произведений франкоязычных авторов уверенно занимают ведущие позиции в книжных издательствах Беларуси.
Отношения Франции и Казахстана
В последние годы динамично развиваются двусторонние контакты между Казахстаном и Францией. С 2008 г. партнерским отношениям двух республик был придан стратегический статус. Только за 2012—2013 гг. были проведены встречи профильных министров (в оборонной, экономической, культурной сферах), в том числе глав внешнеполитических ведомств, представителей бизнес-сообществ. В ноябре 2012 г. Н. Назарбаев встретился с Ф. Олландом в Париже. В 2013 г. ожидался ответный визит французского лидера.
Объем двусторонней торговли в 2012 г. достиг 6 млрд дол. К числу приоритетов двустороннего экономического сотрудничества относится добыча и поставка углеводородов.
Текущие двусторонние проекты в сфере мирного атома позволяют Парижу получить доступ к казахстанским урановым месторождениям и зарезервировать для своих нужд дополнительное количество готового топлива для АЭС. В свою очередь, Астана осваивает французские ядерные технологии, рассматривая Францию в качестве альтернативного России партнера в создании на национальной промышленной базе полного ядерного топливного цикла. Хотя именно на российских предприятиях РК по-прежнему осуществляет ключевой процесс этого цикла — обогащение урана.
Совместные проекты в области военно-технического сотрудничества идут в фарватере общей натовской стратегии по расширению контактов с центральноазиатскими республиками, а также по сохранению военного присутствия в регионе после 2014 г. Наряду с портом Актау, который используется американцами в рамках Северной сети поставок, вторым трансмодальным центром государств НАТО в РК стал аэропорт Шымкента, полученный французами в аренду в январе 2013 г. Взамен прав на использование аэродрома, французская сторона приняла на себя обязательства по модернизации его инфраструктуры. Астана, очевидно, проявляет заинтересованность в создании на базе Шымкента международного логистического хаба.