Политика ФРГ в отношении государств СНГ в 1990-х—2010-х гг. Германо-российские отношения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Германо-российские отношения Германо-белорусские отношения Германо-казахстанские отношения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Германо-российские отношения

Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены 13 сентября 1955 г., 26 декабря 1991 г. ФРГ признала РФ правопреемницей СССР. Правовой фундамент российско-германских отношений образуют Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ, подписанный 9 ноября 1990 г., и Совместное заявление президента России Бориса Ельцина и канцлера ФРГ Гельмута Коля от 21 ноября 1991 г., в котором изложены основные принципы политических отношений между РФ и ФРГ.

В 2000 г. Россия и Германия провозгласили курс на стратегическое партнерство, в последующие годы отношения развивались успешно как в сфере политики, так и экономики, действовал ряд совместных структур и форматов. Так, огромное значение придавалось межгосударственным консультациям, которые проводились с 1998 г. ежегодно попеременно в РФ и ФРГ с целью расширения торгово-экономических и политических связей. В 2001 г. по инициативе Владимира Путина и Герхарда Шрёдера с целью сближения двух народов и углубления взаимопонимания между странами был учрежден германо-российский общественный форум «Петербургский диалог».

Стороны активно сотрудничали в рамках Программы глобального партнерства, запущенной в 2002 г. по инициативе G8 и направленной на реализацию разоруженческих проектов.

Германия, занимающая лидирующие позиции в Европе, активно поддерживала Россию и проводимый ею курс на международном уровне, в частности выступала за активизацию сотрудничества между ЕС и РФ, за установление безвизового режима. В 2008 г., когда некоторые страны негативно оценили действия России в ходе грузино-югоосетинского конфликта и потребовали введения против нее санкций со стороны ЕС, Германия не согласилась с этим предложением.

В ноябре 2012 г. бундестаг (парламент ФРГ) принял резолюцию, в которой выражалась озабоченность в связи с нарушением прав человека в РФ. По мнению ряда экспертов, антироссийская риторика была связана с начинавшейся в стране предвыборной кампанией (выборы состоялись в сентябре 2013 г.).

На фоне обострения украинского кризиса канцлер Ангела Меркель обвинила Россию в дестабилизации обстановки на Украине и заявила о возможности введения Евросоюзом 17 марта 2014 г. антироссийских санкций, включающих «адресные меры в отношении лиц, ответственных за эскалацию ситуации». После 17 марта Меркель неоднократно выступала за продление европейских ограничительных мер. Помимо этого, в 2014 г. Германия предприняла дополнительные шаги в этом направлении. Так, были отменены запланированные двусторонние мероприятия: 15-й раунд межгосударственных консультаций и 14-е заседание «Петербургского диалога». Были заморожены строительство Центра боевой подготовки сухопутных войск в Мулино (Нижегородская область) с использованием технологий компании Rheinmetall (стоимость проекта оценивалась в €120 млн) и сделка о продаже России продукции оборонно-космического подразделения Airbus Group NV (в частности, спутниковых технологий на общую сумму около €700 млн). Эти решения выходили за рамки секторальных санкций ЕС, т.к. они не распространяются на уже заключенные контракты.

Летом 2016 г. министерство обороны ФРГ завершило работу над новой «Белой книгой», посвященной вопросам обеспечения национальной безопасности. В списке из десяти самых серьезных угроз для Германии Россия заняла третье место. Согласно документу, из партнера она превратилась в соперника, который «повышает военную активность на внешних границах ЕС».

Несмотря на охлаждение двусторонних политический отношений, Германия и Россия не прекращали сотрудничество по международным проблемам. Так, с июня 2014 г. продолжаются встречи в рамках «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия и Франция) по урегулированию украинского кризиса. Стороны также взаимодействовали в рамках переговоров Ирана с «шестеркой» посредников по вопросу ограничения иранской ядерной программы (итоговое соглашение было достигнуто в 2015 г.) и по уничтожению химического оружия в Сирии (процесс завершен в 2016 г.). В числе проблем, по которым у сторон сохраняются разногласия, ситуация в Сирии.

На фоне осложнения политических отношений происходит и падение товарооборота. В 2016 г. он снизился до $40,7 млрд (в 2015 г. — $45,7 млрд, в 2014 г. — $70 млрд). Вместе с тем по этому показателю Германия сохранила лидирующую позицию среди европейских стран и второе место в мире после Китая. В марте 2017 г. Ангела Меркель заявила, что Германия заинтересована в отмене европейских антироссийских санкций и в улучшении отношений с Россией по мере подвижек в урегулировании ситуации на Украине. 

Германо-белорусские отношения

Отношения между объединенной Германией и Республикой Беларусь де­юре начали свой отсчет с рубежного во многих отношениях визита в Минск вице­канцлера, федерального министра иностранных дел Ганса­Дитриха Геншера, состоявшегося 13 марта 1992 г. Главный итог визита известен: заработал политический механизм межгосударственных отношений. Была достигнута договоренность об открытии белорусского посольства в Бонне и германского — в Минске. Заметим, что речь шла не об установлении, а о восстановлении дипломатических отношений.

С середины 1990-х годов в Беларуси стала постепенно приобретать реальные очертания принципиально новая модель социально-экономического и политического развития, которая во многом не вписывалась в рецептуру, предлагаемую ФРГ и ее союзниками по ЕС восточным европейцам, вовлеченным в трансформационные процессы. ЕС отреагировал на этот внутренний выбор белорусского народа пакетом решений, которые резко расходились с национальными интересами Беларуси, создавали существенные препятствия в ее политике на европейском направлении.

ФРГ стала строить свою политику в соответствии с этими решениями. С 2008 г. политическая составляющая двусторонних отношений характеризовалась некоторым улучшением, что было связано с соответствующими изменениями в политике ЕС по отношению к Беларуси. Однако после президентских выборов, которые прошли в Беларуси 19 декабря 2010 г., и ЕС, и Германия вернулись к прежнему курсу.

С 2015 года стала обретать реальные очертания очередная оттепель в белорусско-германских политических отношениях, которую можно однозначно характеризовать как ключевой момент современного этапа.

В шкале приоритетов неполитического сотрудничества первое место традиционно занимает торгово-экономическая сфера.

За все время существования двусторонних торговых отношений ФРГ постоянно входила в первую пятерку ведущих импортеров продукции, известной как made in Belarus. Что же касается made in Germany, то его присутствие в ввозимой в наше Отечество продукции за то же время уступало максимум двум государствам-экспортерам. Было время, когда только Россия экспортировала больше товаров в Республику Беларусь.

Однако надо отметить, что начиная с 2014 г. товарооборот между Беларусью и Германией снижается. Не стал исключением и 2016 г. В январе-июле 2016 г. товарооборот снизился на 15,6% до 1,22 млрд. долл.

ФРГ входит в первую четверку ведущих прямых инвесторов в белорусскую экономику.

Германо-казахстанские отношения

Со времени установления дипломатических отношений Президент РК Н. Назарбаев совершил 7 официальных визитов в Германию (в 1992, 1997, 2001, 2004, 2007, 2009, 2012 гг.).

Казахстан посетили президент ФРГ Р.Херцог (1995 г.), Федеральный канцлер Г.Шрёдер (2003 г.), Федеральный президент Х.Кёлер (2008 г.), Федеральный канцлер ФРГ А.Меркель (июль, декабрь 2010 г.) и Федеральный президент Ф.-В.Штайнмайер (июль 2017 г.)

Германия входит в число ведущих партнеров Казахстана в ЕС. В последние годы отмечается некоторое снижение темпа торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Германией, и как следствие, товарооборота, который в 2016 г. составил 1,7 млрд. долл. США, что на 26,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.

В Казахстане зарегистрировано около 1500 экономических структур с участием германского капитала, включая совместные предприятия, представительства немецких компаний и банков. Из них активно действует более 900 германских предприятий. Сотрудничество осуществляется в сфере обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, прочих коммунальных, социальных и персональных услуг и других отраслях экономики.

Также тут можно отметить, что Германия поддерживает «Восточное партнерство».

Netology

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748