Политика Испании в отношении Средиземноморья и Латинской Америки в 1990-х – 2010-х гг. Иберо-американские саммиты
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Участие Испании в средиземноморских инициативах сотрудничества усиливается с 1989 года, а именно с запуска Диалога 5+5 для западного Средиземноморья.
В сентябре 1992 года в Севилье, испанская сторона выступила с предложением о выработке совместной декларации, посвященной сотрудничеству в регионе Средиземноморья, где были бы определены основные цели взаимодействия и юридические инструменты их достижения.
Первая Евро—средиземноморская конференция, прошедшая в Барселоне в ноябре 1995 года и послужившая началом Евро—средиземноморского партнерства, расценивается как значимый успех испанской дипломатии. Эта конференция проходила 27 и 28 ноября и в ней приняли участие двенадцать государств Средиземноморья. Основной целью конференции являлось создание механизма сотрудничества, который позволил бы странам юга и востока бассейна Средиземного моря получать финансовую помощь от стран Европейского Союза. На конференции обсуждались вопросы общей безопасности, а именно создания общего пространства стабильности и безопасности в регионе, благоприятного для экономического и социального развития стран Средиземноморья, и создание «глобального евро—средиземноморского партнерства» за счет усиления политического диалога. Вместе с тем данная инициатива должна была гарантировать испанские интересы в Средиземноморье, равно как повысить престиж Испании в глазах её европейских партнеров, а также стран южного и восточного Средиземноморья.
Проект создания Средиземноморского Союза, представленный Николя Саркози в 2007, ознаменовал новый этап активности в данном регионе и вызвал опасения со стороны правительственных и дипломатических кругов Испании, так как представлял, по их мнению, угрозу для Барселонского процесса и для образа Испании как страны—лидера евро—средиземноморского партнерства.
В последующие месяцы усилия Испании были направлены на принятие предложения Франции, но в рамках существующего Евро—средиземноморского партнерства с привлечением всех стран ЕС. Мадрид, таким образом, занял оборонительную позицию, не высказываясь явно против французской инициативы, как это сделала Германия. Подобная политика отчасти объясняется тем, что Испания вступила в предвыборный период и повестку дня заняли иные вопросы.
Однако, более значимой причиной кажется относительная беспомощность Испании перед активностью Франции. Немаловажную роль играли и франко—испанские отношения, а именно сотрудничество в сфере энергетики, в борьбе с терроризмом. В итоге, Испания решила не высказываться открыто против французского проекта дабы сохранить прочные связи с Францией и попытаться активизировать в будущем Барселонский процесс.
Таким образом, на саммите в Риме 20 декабря 2007 года испанский президент Жозе Луиз Запатеро поддержал Романо Проди и Николя Саркози, при этом подчеркнув, что речь не идет о создании интеграционного объединения вне рамок ЕС. Параллельно было подписано соглашение, согласно которому средиземноморское сотрудничество остается связанным с ЕС и проект никак не связан с процессом присоединения Хорватии и Турции.
С этого момента начинается тесное сотрудничество Парижа, Рима и Мадрида. Постепенно Союз для Средиземноморья начинает выступать как фактор, усиливающий Барселонский процесс. Однако лишь после конференции в Ганновере 3 марта 2008 года с участием Николя Саркози и Ангелы Меркель в проект Союза для средиземноморья были внесены качественные изменения. Так было изменено название проекта: «Барселонский процесс: Союз для Средиземноморья». Изменение названия, внесенное под давлением испанской дипломатии, подчеркивает взаимосвязь нового проекта и Барселонского процесса.
С того момента отношение Испании к Союзу для Средиземноморья становится более положительным, несмотря на отсутствие четкой политики в данном отношении. После собрания министров в Марселе в ноябре 2008 года и выбора Барселоны резиденцией главного секретариата Союза для Средиземноморья на данном направлении наблюдается некоторое снижение активности, вызванное кризисом в секторе Газа, выборами в Израиле, экономическим кризисом и спорами среди арабских стран Средиземноморья.
Латинская Америка
В большей или меньшей степени, но все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании, как в сфере промышленного производства, так и в финансово—деловых инновациях и экспериментах.
Все теснее вливаясь в сотрудничество с Европейским Союзом, Испания с начала 2000—х годов берет на себя роль посредника в развитии связей Европейского союза со странами Латинской Америки.
Развитию отношений во многом способствовали их взаимные интересы. Активность испанского правительства была вызвана ускорением экономического развития Испании, которое служило стимулом к поискам новых рынков сбыта. Активность ряда латиноамериканских правительств (особенно Аргентины, Чили, Мексики) обуславливалась схожими причинами. Выбор латиноамериканского направления как одного из приоритетных во внешнеполитической стратегии Испании (наряду с ее взаимоотношениями со странами Европы) определялся также наличием определённой базы, в частности, культурно—историческими традициями, общностью религии и языка.
Опираясь на внеблоковую позицию, используя лозунги единства испоноязычных наций, мадридское правительство стало проводить в Латинской Америке политику наведения «мостов доверия», значительно расширила политический диалог со странами региона. Испании удалось добиться успехов в сближении с региональными организациями в Латинской Америке. Правительство Испании выступило с инициативой создания Иберо—американского сообщества наций.
Иберо—американские саммиты проводятся с 1991 г. До недавнего времени в саммите участвовали, в основном, представители испано— и португалоязычных стран Европы и Латинской Америки. Саммит проводится ежегодно в течение двух дней. Место проведения постоянно меняется.