Политика Великобритании в отношении Содружества наций
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
История современного Содружества начинается в 1949 г. с момента подписания Лондонской декларации, согласно которой присоединившиеся к нему страны становились свободными и равными членами этой организации, объединившей тогда Соединённое Королевство, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Индию, Пакистан и Цейлон для «сотрудничества в целях мира, свободы и прогресса». Несмотря на провозглашённый принцип равенства и свободы стран–членов, очевидно, что, аналогично Балфурской, Лондонскую декларацию можно рассматривать как словесную паутину, призванную удержать бывшие колонии в сфере британского влияния. Неслучайно при подписании Лондонской декларации Британия пошла на прецедент, заменив принцип «верности монарху», один из основных принципов довоенного объединения, признанием британского монарха лишь символом и главой нового Содружества, чтобы объявившие себя республиками бывшие колонии, такие, как Индия, смогли также присоединиться к организации.
На деле же Содружество продолжало рассматриваться британскими политиками как неотъемлемая и важнейшая сфера британских интересов — геополитических, экономических, идеологических, по крайней мере, в первые послевоенные десятилетия, а, по мнению английского историка Дэвида Рейнольдса, как «просвещённая, неформальная форма империи».
Сегодня Содружество действительно самостоятельная организация. Великобритания, некогда инициировавшая создание Содружества и его институтов, в настоящее время не всегда может оказать влияние на его решения, не говоря уже о том, чтобы использовать его как инструмент своего влияния в мире.
Современные дебаты вокруг внешней политики Великобритании в целом и в отношении Содружества в частности и сейчас окрашены воспоминаниями о былом имперском могуществе Британии. Британские политики ставят перед собой задачу усилить роль Соединённого Королевства в организации. При этом они одновременно сталкиваются с обвинением в новом империализме со стороны некоторых стран–участниц, а со стороны сторонников сильной позиции страны по данному вопросу — в недостаточном внимании по отношению к Содружеству.
Важно отметить ослабление интереса британских политических деятелей к Содружеству. Это объясняется уменьшением роли, которую участники организации играют в английской экономике. Так, торговый оборот между Британией и странами объединения снижался на протяжении всего существования современного Содружества: если в 1950 г. экспорт Великобритании составлял 47.7%, импорт 41.9%, в 2008 г. эти показатели составили лишь 8.6 и 8.8%, соответственно. Об уменьшении роли организации свидетельствует также относительная «дешевизна» членства Великобритании в данном институте. Несмотря на то, что бюджет Содружества на 30% состоит именно из британских вливаний, эти расходы для Британии оцениваются всего лишь в 20 пени на каждого британца в год, тогда как расходы на Европейский союз составляют 52 фунта.
Снижение участия стран Содружества в экономике и политике страны нашло своё подтверждение в недавнем исследовании общественного мнения в ряде стран Содружества (включая Великобританию). По значимости для своей страны британцы ставят Содружество на третье место после Европы и Америки и на пятое место среди таких объединений, как НАТО, ООН, Европейский союз и Большая восьмёрка.