Преобразование СБСЕ в ОБСЕ. Роль и место ОБСЕ в обеспечении европейской безопасности в 1990-х – 2010-х гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Вопросами европейской безопасности занимается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная на основе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
В 1992 г. на саммите СБСЕ в Хельсинки была подтверждена договоренность 1990 г. о создании постоянно действующей организации, призванной поддерживать военно-политическую стабильность на пространстве «от Ванкувера до Владивостока».
В 1994 г. на саммите СБСЕ в Будапеште было принято решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ с 1 января 1995 г. В 1996 г. на саммите в Лиссабоне были приняты Декларация «О модели полной и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» и документ об обновлении Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
В 1999 г. на саммите в Стамбуле были приняты Хартия европейской безопасности и договор об адаптации ДОВСЕ. В 2015 г. ОБСЕ объединяла 56 государств в Европе, Азии и Америке. Она стала единственной структурой безопасности, охватывающей все европейское пространство. В 2000-х гг. структура ОБСЕ включала Совет министров, Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности (в Вене), Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) (в Варшаве), Парламентскую ассамблею (в Вене), Секретариат (в Вене).
ОБСЕ не стала реальной структурой обеспечения общеевропейской безопасности. Страны ЕС, США и Канада отдавали предпочтение расширению НАТО. Россия и ряд государств СНГ обвиняли страны Запада в сознательном переключении внимания на правозащитные аспекты безопасности.
Противоречия не устранил саммит ОБСЕ в Астане в декабре 2010 г., несмотря на принятую там декларацию «Навстречу сообществу безопасности».
Уникальный характер организации, основанный на сотрудничестве и подкрепленный ее преимуществами в области урегулирования конфликтов, к которым относятся инклюзивность, опыт и быстрота реакции, позволил ОБСЕ в кратчайшие сроки развернуть мониторинговую миссию на Украине. На настоящий момент это единственная международная организация, занимающаяся вопросами безопасности, которая присутствует в этом конфликтном регионе.
Каковы перспективы ОБСЕ в сложившейся ситуации? Парадокс заключается в том, что потенциал этой организации огромен: она располагает множеством исключительно эффективных — и уже работающих — механизмов и структур, способных в ближайшем будущем радикально изменить ситуацию в сфере безопасности. Однако в связи с отсутствием политической воли многие из этих механизмов работают не в полную силу, а потенциал ОБСЕ остается нереализованным.
Для укрепления ОБСЕ государствам, входящим в ее состав, необходимо принять учредительный документ, наделяющий ОБСЕ юридическими полномочиями, тем более что ряд шагов в этом направлении уже утвержден.
Кроме того, по целому ряду направлений деятельности ОБСЕ требуется определить приоритеты и согласовать процессы их реализации, позволяющие свести к минимуму дублирование функций, уже выполняемых другими организациями. Необходимо договориться о том, как ОБСЕ должна действовать в отношении новых вызовов и угроз безопасности. Кроме того, нужно укреплять потенциал ОБСЕ в области разрешения конфликтов, в том числе и за счет наделения ее правом создавать миссии без единогласного одобрения всеми государствами-участниками.