Создание и деятельность НАФТА
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
7 октября 1992 г. в Сан—Антонио (США) было подписано соглашение о создании Северо-Американской зоны свободной торговли (Североамериканское соглашение о свободной торговле, North American Free Trade Agreement / НАФТА), которое вступило в силу 1 января 1994 г.
Соглашение предусматривало создание зоны свободной торговли в Северной Америке посредством устранения тарифов и квот на промышленные и сельскохозяйственные товары в течение 10 лет (для сельского хозяйства и транспортных средств — 15 лет). В 2008 г. ограничения в торговле внутри НАФТА были устранены.
Соглашение по НАФТА не предусматривало создания надгосударственных органов. Центральный институт НАФТА — Комиссия по свободной торговле (состоит из министров торговли) — занимается решением межгосударственных споров и осуществляет наблюдение за деятельностью комитетов и рабочих групп (в конце 1990-х гг. — более 30).
С 2005 г. проводятся Североамериканские форумы с участием представителей правительственных и деловых кругов США. Канады и Мексики.
В 2006 г. в рамках НАФТА был создан Североамериканский совет по конкурентоспособности с участием представителей крупнейших национальных ТНК. Развивается сотрудничество в области охраны окружающей среды.
НАФТА не решает вопросы таможенного взаимодействия (страны НАФТА не имеют единого внешнего таможенного тарифа) и не предусматривает перехода к единой валюте.
В 2001 г. в Квебеке состоялась встреча руководителей Канады, США и Мексики. В 2005 г. руководители трех государств встречались в Уэйко/Вако (США, Техас), в 2006 г. — в Канкуне (Мексика), в 2007 г. в Монтебелло (Канада, возле Оттавы), в 2008 г. — в Нью-Орлеане (США), в 2009 г. — в Гвадалахаре (Мексика).
В 2005 г. страны НАФТА решили усилить сотрудничество в области безопасности.
В 2007 г. была утверждена программа «Партнерство ради безопасности и процветания» («Североамериканское партнерство»). Созданы специальные рабочие группы для ее реализации.
Деятельность НАФТА позволила государствам Северной Америки увеличить объем торговли (в 1993–2010 гг. увеличился с $288 млрд. до $944,6 млрд.), усилить координацию их действий в политической и экономической сферах.
В то же время НАФТА не устранила противоречий между Канадой, США и Мексикой (миграция рабочей силы, условия производства продукции, торговый дисбаланс, усиление зависимости от США).
НАФТА не стала привлекательной для государств Латинской Америки.