Особенности взаимодействия Турции с Арменией и Грецией. Территориальные споры Турции с Арменией и Грецией
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Турция была одной из первых стран, признавших независимость Армении после распада Советского Союза в 1991 году. Однако отношения между двумя государствами характеризуются как крайне холодные.
На это влияют несколько факторов:
отсутствует дипломатическое представительство между двумя странами;
армяно-турецкая граница полностью закрыта, отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение, вследствие чего практически нет экономических связей между странами. Существующий торговый оборот между странами проходит в основном через территорию Грузии;
армянская диаспора и Армения продолжают деятельность по признанию геноцида в различных странах мира.
Турция продолжает отрицать факт геноцида армян в Османской империи. Граждане Турции, которые пытаются поднять этот вопрос для обсуждения, преследуются по 301-й статье Уголовного Кодекса Турции «Оскорбление турецкой идентичности». При этом Турция предлагает создать совместную комиссию для изучения событий начала 20 века, когда погибали как армяне, так и турки.
Турция была активным членом Минской группы ОБСЕ, созданной в 1992 году для посредничества между сторонами конфликта. По мере того как армянские войска добивались успехов в Карабахской войне, армяно-турецкие отношения все больше ухудшались. В мае 1992 года в связи с военными действиями на границе между Арменией и Нахичеванской автономной республикой Азербайджана возникла угроза военного вмешательства Турции в конфликт. В 1993 году Турция в одностороннем порядке блокировала армяно-турецкую границу, официально мотивируя это оккупацией азербайджанских районов армянскими войсками. Турецкое правительство обещает открыть границу при условии, что Армения прекратит добиваться международного признания геноцида армян и выведет войска из зоны конфликта в Нагорном Карабахе.
Армения, по утверждению её министра иностранных дел в 2009 году, признаёт существующую границу с Турцией, но это не означает признания Карсского договора, на основании которого она проходит. В Армении её часто называют «советско-турецкой» границей. На территориях, отошедших в 1921 году к Турции находится один из самых известных символов Армении — гора Арарат. С 1918 года изображение этой горы присутствует на гербе Армении, из-за чего прежде Турция высказывала претензии. Турция опасается, что Армения может выдвинуть территориальные претензии. Турция попросила Армению официально признать существующую общую границу, установленную Карским и Гюмрюскими договорами 1920-1921 годов, но Ереван отказался заявив, что этот вопрос должен решаться только после установления дипломатических отношений. В самой Армении есть немало сторонников пересмотра границы. Против признания современных границ Турции выступает, в частности, Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн.
«Футбольная дипломатия» и Цюрихские протоколы. Попытки установления дипломатических отношений
6 сентября 2008 года президент Турции Абдулла Гюль приехал в Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна. Формальным поводом послужил футбольный матч отборочного турнира к чемпионату мира 2010 года между сборными Армении и Турции. В Ереване прошли массовые акции протеста против визита турецкого президента. Саргсян по предложению Гюля приехал на ответный матч Турция-Армения, который состоялся в октябре 2009 года в городе Бурса. Встречи и переговоры президентов во время футбольных матчей получили название «футбольной дипломатии».
10 октября 2009 года главы МИД Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян подписали в Цюрихе (Швейцария) «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Армянская оппозиция выступала против подписания протоколов в предложенном виде, выражая недовольство, в частности, пунктами о взаимном признании границ и территориальной целостности других государств. В тот же день Министерство иностранных дел Азербайджана подвергло критике Турцию за подписание соглашений без урегулирования Карабахского конфликта. Процесс ратификации протоколов парламентами Турции и Армении был заморожен на неопределенное время. В феврале 2015 года Серж Саргсян отозвал армяно-турецкие протоколы из НС.
Межгосударственным отношениям Греции и Турции свойственен постоянный переход от полной взаимоизоляции и враждебности до дружественного диалога и сотрудничества.
В современных межгосударственных отношениях Греции и Турции существует два неразрешённых конфликта. Первый связан с противостоянием в Эгейском море, второй — с Кипром. На сегодняшний день эгейский конфликт во многом утратил свою актуальность. Основой для его сохранения являются исторические страхи и предубеждённость в отношении Турции. Весомую роль в сохранении данного положения по-прежнему играет и кипрский вопрос. В рамках современного эгейского спора наиболее важными вопросами являются: проблема разграничения территориальных вод, континентальный шельф, особая экономическая зона, воздушное пространство.
Проблема разделённого острова (Кипр) является одной из краеугольных во взаимоотношениях двух стран. Её неразрешённость препятствует тесной кооперации Греции и Турции на официальном межгосударственном уровне, блокирует вступление Анкары в состав Евросоюза, усложняет возможности и перспективы для исследования и разработки энергетических ресурсов Эгейского моря. Возникновение кипрского конфликта относится к июлю 1974 г., когда в результате государственного переворота, направленного на воссоединение острова с Грецией, часть Кипра была оккупирована турецкими войсками. Под контролем Анкары оказалось 37 % островной территории. В связи с отсутствием активного международного вмешательства Кипр так и остался разделённым на две зоны: северную, принадлежащую турецким киприотам, и южную — греческим. В 1983 г. турецкие киприоты провозгласили Турецкую Республику Северного Кипра, признанную впоследствии только Турцией. С середины 80-х гг. прошлого века между двумя государствами одного острова идёт постоянный диалог о воссоединении Кипра при участии международных организаций, прежде всего ООН. Тем не менее вплоть до сегодняшнего дня переговоры не увенчались успехом. Основные разногласия вызывают вопросы общегосударственного устройства, гарантий безопасности, проблем распределения и возврата собственности.