Евразийская интеграция и ее воздействие на характер межгосударственных отношений в Европе. Союз Беларуси и России. Идея «интеграции интеграций»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Евразийская интеграция — процесс сближения государств Европы и Азии (по сути постсоветских государств) в экономической сфере. Формально не направлена против других интеграционных объединений.
1994 г. — инициатива Казахстана о создании Евразийского союза (объединение в разных сферах).
1995 г. — создан Таможенный союз (Беларусь, Россия, Казахстан).
1996 г. — подписано соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан).
2000 г. — создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
2010 г. — создан Таможенный союз (Беларусь, Россия, Казахстан).
2012 г. — вступила в силу договоренность о Едином экономическом пространстве (Беларусь, Россия, Казахстан).
29 мая 2014 г. в Астане учрежден Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В 2015 г. ЕАЭС приступил к работе (ЕврАзЭС ликвидировано), к нему присоединились Армения и Кыргызстан.
Создать полноценный экономический союз предполагается в 2025 г.
Союз Беларуси и России — межгосударственное объединение, обладающее международной правосубъектностью в рамках полномочий, предоставленных суверенными государствами.
2 апреля 1996 г. Беларусь и Россия создали Сообщество.
2 апреля 1997 г. Беларусь и Россия договорились о создании Союза (в 1997 г. подписан Устав и созданы структуры Союза: Высший совет, Парламентское собрание, Исполнительный комитет).
25 декабря 1998 г. подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан и ряд соглашений экономического характера.
8 декабря 1999 г. в Москве подписан Договор о создании Союзного государства (вступил в силу в январе 2000 г.).
Формально Союз Беларуси и России является конфедерацией. Основные структуры союза (Союзного государства): Высший государственный совет, Совет министров, Парламентское собрание Союза, Постоянный комитет).
Союз облегчил общение между гражданами Беларуси и России, поспособствовал сближению правовых норм и налаживанию экономических связей между двумя государствами.
Несмотря на договоренности 1999 г. не принята Конституция и не создан единый парламент Союзного государства. Отсутствует единое экономическое пространство.
Беларусь и Россия сохраняют различные политические и правовые системы, их политические элиты стремятся к сохранению государственного суверенитета. Не совпадают стратегические интересы двух стран.
Единое интеграционное пространство в общеевропейском масштабе к 2016 г. сформировать не удалось. Европейский и евразийский интеграционные проекты конкурируют между собой. ЕС сохраняется как интеграционное объединение, но возможности его расширения за счет приема новых членов ограничены. Кризис в отношениях России и ЕС, возникший в 2014 г., отложил вопрос о создании общеевропейского политического, экономического, культурного и гуманитарного пространства на неопределенную перспективу. Существенное влияние на процесс европейской интеграции оказывают США.