Американо-северокорейские отношения в 21 веке
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Американо-северокорейские отношения — двусторонние отношения между США и КНДР. Дипломатические отношения между Кореей и США были установлены в 1882 году и прекращены в 1910 году, после установления японского протектората над Кореей. Дипломатические отношения между собственно КНДР и США никогда не были установлены.
По окончании холодной войны в международных отношениях произошли большие изменения. Наблюдалась тенденция к смягчению и улучшению отношений между КНДР и США. С начала 90-х годов стали активизироваться дипломатические контакты между двумя государствами. Однако «ядерная и ракетная проблемы» в КНДР вызвали ожесточенное противостояние между странами. В связи с этим обе страны начали дипломатический диалог, который не только способствовал решению и смягчению противоречий между ними в ракетной области, но и привел к началу взаимного сотрудничества по проблеме безопасности на Корейском полуострове и по ряду гуманитарных вопросов. С начала прошлого года обстановка на Корейском полуострове и в сопредельных районах продолжала меняться в пользу урегулирования отношений между заинтересованными странами региона. КНДР, скорректировав свою внешнюю политику, начала всемерно развивать отношения с определёнными государствами, одновременно она уделяла большое внимание налаживанию связей с западными странами и активно стремилась к улучшению отношений с США.
Во втором полугодии 2000 г., на волне достижений Пхеньянского саммита 13-15 июня 2000 г., также наблюдалась тенденция американо-корейского сближения и улучшения отношений между двумя странами.
19 июня 2000 г. власти США разрешили продавать в КНДР товары с американскими торговыми марками, а в июле того же года 5 американских фирм объявили о намерении вкладывать деньги в развитие северокорейской экономики.
С 10 по 12 октября 2000 г. Первый заместитель Председателя ГКО КНДР Чо Мённок (фактически второе лицо в стране после Ким Чен—Ира) посетил Вашингтон, где провел переговоры с президентом США Биллом Клинтоном. По итогам переговоров было подписано коммюнике, в котором в частности было заявлено о том, что в «ближайшем будущем» (на практике — в конце октября 2000 г.) госсекретарь США Мадлен Олбрайт посетит КНДР для того, чтобы подготовить визит президента США Билла Клинтона в Северную Корею.
Мадлен Олбрайт совершила визит в КНДР с 23 по 25 октября 2000 г. Во время визита она встречалась с лидером КНДР Ким Чен Иром, председателем Постоянного Комитета ВНС Ким Ённамом, министром иностранных дел Пэк Намсуном. На переговорах обсуждался возможный визит президента США Б. Клинтона в КНДР и северокорейская ракетная программа.
После завершения визита Мадлен Облрайт прибыла в Сеул, где провела пресс-конференцию, в ходе которой рассказала об итогах поездки в Пхеньян, встретилась с Ким Дэчжуном.
Однако последовавшие затем 7 ноября 2000 г. президентские выборы в США фактически поставили крест на достижениях администрации президента Б. Клинтона. На выборах победил кандидат от Республиканской партии Дж. Буш (младший), негативно оценивавший северокорейскую политику предшествующей администрации. Инаугурация нового президента состоялась 20 января 2001 г.
Неприятие новой администрацией США прежней северокорейской политики обнаружилось в марте 2001 г., во время визита в США южнокорейского президента Ким Дэжчуна, результатом которого было усиление международной напряженности вокруг Корейского полуострова в середине — второй половине 2000-х годов.
Новое американо-северокорейское противостояние началось также с марта 2000 г. Тогда в Нью-Йорке проходили северокорейско-американские переговоры, на которых КНДР выдвинула требования компенсации за невыполнение соглашения по строительству реактора на легкой воде и поставке мазута. 18 марта 2002 г. газета «Нодон синмун» указала на разрушение основ северокорейско-американского диалога, в том числе и по причине нежелания администрации США признать легитимность социалистической системы Северной Кореи, одностороннее причисление ее к «оси зла».
С 3 по 5 октября 2002 г. Пхеньян посетила делегация особого посланника президента США по вопросам Восточной Азии и Тихоокеанского региона — Джэймса Келли. Как писали в прессе того времени, это был первый визит из США подобного высокого уровня после визита в КНДР в ноябре 2000 г. госсекретаря США Мадлен Олбрайт.
Во время визита американская сторона прояснила свою позицию относительно политики в отношении Северной Кореи. Стороны обменялись мнениями по спорным вопросам двусторонних отношений. Ни о каких достигнутых договоренностях или наоборот, о каких-либо особо спорных вопросах северокорейская пресса не сообщала.
20 марта 2003 г. США и Великобритания начали военную операцию в Ираке. Через несколько дней в северокорейской прессе стали появляться комментарии, в которых сообщалось о том, что, предположительно, третьей страной, куда после Афганистана и Ирака США собираются напасть, может быть КНДР. Однако северокорейская пресса предупреждала о том, что КНДР — это не Афганистан или Ирак, поскольку обладает таким сильным оружием как «политика приоритета армии», принципы «единения в одном порыве», самостоятельные вооруженные силы и принцип «обязательных побед без поражений».
Таким образом, согласно официальной позиции КНДР, главной причиной возникновения «ядерной проблемы» были США, а точнее — изменение северокорейской политики США и несоблюдение обязательств в рамках организации КЕДО. Поэтому и решать эту проблему было возможно только с участием США.
23 апреля 2003 г. в Пекине начались американо-северокорейские переговоры по вопросу решения ядерной проблемы на Корейском полуострове. Еще до начала этих переговоров северокорейская пресса указывала на то, что прежде чем говорить о «ядерной проблеме», необходимо определиться с политикой США по отношению к КНДР и, прежде всего, отказаться от отношения к КНДР как к вражескому государству. Переговоры продлились до 25 апреля. Интересно отметить то, что поскольку организатором переговоров была КНР, южнокорейские СМИ называли эти переговоры «трехсторонними».
По сообщению ЦТАК (в версии газеты «Чосон ильбо»), на этих переговорах были предложены «новые подходы» в решении вопроса двусторонних отношений. Однако в чем эти подходы были новаторскими, не сообщалось.
Несмотря на то что летом 2003 г. начался переговорный процесс в рамках Шестисторонних переговоров, представители официальных властей США продолжали довольно резко критиковать КНДР. Во второй половине ноября министр обороны США Рамсфельд в очередной раз назвал КНДР страной, в которой правит «власть зла». Таким образом, он высказал сомнения в перспективах успешности очередных Шестисторонних переговоров в Пекине по ядерной проблеме на Корейском полуострове. 26 ноября 2003 г. посол США в РК Томас Ховард призвал к большей взвешенности политики экономического сотрудничества Южной Кореи с Северной.
Несмотря на продолжавшиеся на уровне заявлений разногласия между двумя странами, КНДР и США предпринимали ряд практических шагов по налаживанию двустороннего диалога. Так, 11 февраля 2004 г. в Бангкоке прошли переговоры по вопросу поиска останков военнослужащих США, погибших в северной части полуострова в годы Корейской войны.
Кроме особых северокорейско-американских встреч, проходивших в третьих странах, начиная с 1991 г., т.е. со времени вступления КНДР в ООН, США получили возможность осуществлять оперативные контакты с представителями КНДР практически при любой экстренной необходимости, используя для этого институт представительства КНДР при ООН. Так, 6 июня 2004 г., в преддверии американско-южнокорейского саммита, представитель Госсовета США провел консультации с Послом КНДР при ООН Пак Кильёном.
Об улучшении северокорейско-американских отношений свидетельствовало официальное заявление ЦТАК КНДР, сделанное 20 июля 2004 г. о скором начале продаж в США товаров, произведенных в КНДР.
В 2005 г. продолжались двусторонние американо-северокорейские консультации по различным вопросам. Так, с 8 по 10 января Пхеньян посетила делегация Палаты представителей Конгресса США во главе с Председателем комитета по иностранным делам Томасом Лэнтосом (1928-2008), а с 11 по 14 января того же года в КНДР находилась делегация комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей. 30 августа 2005 г. в Пхеньян прибыла делегация Конгресса США, возглавлявшаяся председателем Подкомитета по АТР комитета по иностранным делам — Джеймсом Личем, целью которой было обсуждение вопросов, связанных с ядерной проблемой на Корейском полуострове.
Однако временное улучшение отношений с США было достигнуто только благодаря прогрессу на Шестисторонних переговорах по ядерной проблеме на Корейском полуострове, в частности после принятия Декларации от 19 сентября 2005 г.
В настоящее время: конфликт. КНДР объявила себя ядерной державой в 2005 году. В 2006, 2009 и 2013 годах провела подземные ядерные испытания, которые вызвали протесты со стороны международного сообщества. В декабре 2012 года был осуществлен запуск ракеты «Ынха-3» со второй модификацией спутника «Кванменсон-3». Многие страны, в первую очередь Япония, США и Южная Корея опасаются, что на деле была испытана межконтинентальная баллистическая ракета.
КНДР (в декабре 2015 года) лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у страны водородной бомбы, которую она готова привести в действие для защиты суверенитета.
Все эти действия вызвали опасения, в первую очередь у РК, Японии и США. В ответ на это, США (для устрашения) перебросили стратегический бомбардировщик В-52 (с крылатыми ракетами и ядерными боеголовками) на территорию Южной Кореи. По словам северокорейских СМИ, данные действия США подталкивают ситуацию в регионе к войне.
Со стороны юга на север передаются критика властей КНДР, осуждение их ядерной программы и южнокорейская поп-музыка. В августе 2015 года КНДР пригрозила уничтожать огнем установки громкоговорителей, но путем сложных переговоров сторонам удалось предотвратить столкновение. Вещание было прекращено, Сеул и Пхеньян договорились начать переговоры об улучшении отношений. Однако ядерный взрыв в КНДР отбросил ситуацию к нулевой точке и громкое вещание восстановилось.
США и РК планируют провести военные учения (в марте): Совместные учения США и Южной Кореи направлены на противодействие ядерному и ракетному вооружению КНДР. Они предполагают уничтожение ракет КНДР до того, как они достигнут Южной Кореи. КНДР считает подобные учения репетицией войны против нее и требует отказаться от маневров, которые усиливают напряженность на Корейском полуострове.
Высокопоставленные дипломаты Японии, США и Южной Кореи встретятся в Токио 16 января 2016 для обсуждения ситуации вокруг КНДР, которая 6 января объявила об успешном испытании водородной бомбы.
Таким образом, в настоящее время отношения США и КНДР очень напряжены и оба государства находятся на грани войны.