Геополитическая, экономическая и внешнеполитическая характеристика Мьянмы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Мьянма. Общие сведения
Полное официальное название: |
---|
Республика Союза Мьянма (бирм. Пьидаунзу Мьянма Найнгандо) |
Форма правления Мьянмы: |
Республика |
Президент Мьянмы: |
Тейн Сейн (с 2011) |
Площадь |
676 578 кв.км. – общая |
Население |
54 584 650 (оценка 2012) |
Столица Мьянмы |
Нейпьидо (население 992 000) |
Денежная единица Мьянмы |
Кьят |
Происхождение и национальность |
Бирманцы – 68%, шаны – 9%, карены – 7%, араканцы – 4%, китайцы – 3%, индийцы – 2%, моны – 2%, другие – 5% |
Языки |
Бирманский (официальный) |
Религиозный состав населения |
Буддисты – 89%, христиане – 4%, мусульмане – 4%, анимисты – 1%, другие – 2% |
Национальный праздник Мьянмы |
День независимости – 4 января (1948) |
Экономика
Международная торговля имеет большое значение для нормального функционирования экономического механизма Мьянмы. Учитывая то, что страна долгое время находилась в зависимости от других стран (сначала Великобритании 1885-1942 гг. (в качестве колонии), затем Японии (период оккупации продлился 3 года), а потом вновь Великобритании с 1945 по 1948 годы) ее экономика на период обретения независимости была слаборазвита, внутреннее производство — маломощно, а возможностей к улучшению положения собственными силами не было. По этим причинам экономика Мьянмы стала экспортоориентированной и основной доход государства составляла прибыль от экспорта сырья и продуктов сельского хозяйства.
Крупнейшим источником экспортных доходов правительства считаются наркотики: по оценочным данным, только экспорт героина приносит 1 млрд. USD в год (около трети всего экспорта); поступления от экспорта наркотиков в целом приносят по разным данным от 2 до 8 млрд. долларов в год. Наибольшая часть героина идет в Китай. Самым главным аспектом наркотического бизнеса Мьянмы является то, что основная часть полученных таким путем денег идет на финансирование армии, помимо 40-60% ВВП расходуемых на военные нужды.
Политика и госустройство
Мьянма является членом множества международных организаций, в том числе ООН (дата вступления — 19 апреля 1948 года) и ряда её специализированных учреждений. Мьянма также входит в организации группы Всемирного банка.
Мьянма также является участником: режима нераспространения ядерного оружия (с 1992 года участник Договора о нераспространении ядерного оружия, с 1995 года — Договора о безъядерной зоне в ЮВА, с 1996 года — Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний).
Исторически внешняя политика Мьянмы прошла несколько этапов развития. После обретения независимости Мьянма была одной из стран, участвовавших в создании Движения неприсоединения. Затем в период с 1962 по 1988 годы во внешней политике доминировал изоляционистский курс. После 1988 года Государственный совет по восстановлению законности и порядка начал выстраивать более взвешенную внешнеполитическую линию, направленную на региональное политическое и экономическое сотрудничество. В 1997 году Мьянма вступила в АСЕАН.
В настоящее время основными внешнеполитическими контрагентами страны являются соседи по региону (страны-члены АСЕАН, в особенности Таиланд, Малайзия и Сингапур). Мьянма участвует в ряде проектов субрегионального сотрудничества, таких как БИМСТЭК, проект Большого Меконга, форум «Меконг—Ганг» .
Важными политическими партнёрами Мьянмы являются также Китай и Индия. Политические контакты с этими странами отличаются высокой степенью интенсивности. В 2001 году лидеры Китая и Мьянмы подписали новое соглашение о торговле и пограничных контактах, расширившее параметры двустороннего сотрудничества. Имеются сообщения об определённом военном и разведывательном присутствии Китая на территории Мьянмы. Китай выступает важнейшим партнёром Мьянмы в области военно-технического сотрудничества.
Наиболее напряжённые отношения на международной арене складываются у Мьянмы с Соединёнными Штатами Америки, которые последовательно выступают с критикой военного режима, поддерживают в отношении Мьянмы режим финансово-экономических и политических санкций, а также препятствуют предоставлению Мьянме помощи по линии международных организаций.
Япония в последнее время также значительно ограничила льготное финансирование и предоставление помощи, однако продолжает рассматривать Мьянму, обладающую значительными запасами природных ресурсов и дешёвой рабочей силы, как потенциально перспективного партнёра в плане двустороннего взаимодействия.
В апреле 2008 года Государственный совет огласил новую конституцию Мьянмы. Её основной принцип — «дисциплинированная, процветающая демократия». По этой конституции четверть депутатских мест в парламенте Мьянмы резервируется за военными. Нынешний глава государства — Тейн Сейн — вступил в должность президента 30 марта 2011 года.
Новая Конституция Мьянмы утверждена на всеобщем референдуме в мае 2008 г., вступила в силу в январе 2011 г. В ноябре 2010 г. в стране прошли всеобщие выборы в парламент. В соответствии с утвержденным законодательством Мьянма провозглашается республикой. Главой государства и исполнительной власти является президент (Тейн Сейн). Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом – Собранием национальностей (верхняя палата, председатель — Кхин Аунг Мьинт) и Собранием народных представителей (нижняя палата, председатель — Тура Шве Манн). Судебная власть осуществляется Верховным судом Союза.