Геостратегическая адаптация США в регионе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Как известно, в январе 2012 года президент США Обама объявил об утверждённой десятилетней военной стратегии Штатов — «Укрепление глобального лидерства США: приоритеты обороны в XXI веке», предусматривающей переориентацию американских вооружённых действий на сдерживание опасностей для международной безопасности в АТР и в том числе в Восточной Азии. Кроме того, администрация Б. Обамы ввела в политический оборот новый термин характеристики современного этапа реализации стратегии по американским действиям в АТР — «перебалансировка» (rebalance). Он сменил стратегию по «развороту в Азию» и должен дать понять, что США не отказываются от своих обязательств в иных частях мира, хотя важность именно Азии для процветания и безопасности Штатов постоянно возрастает (ведь на её долю приходится около 1/3 всей мировой торговли).
Политический курс США в АТР претворяется в жизнь, опираясь на традиционные для Америки военно-политические пути по нескольким направлениям. Во-первых, это сохранение крепких альянсов с рядом стран региона (прежде всего с Японией, Республикой Корея, Австралией, Филиппинами), администрация Обамы также решила переложить основные военные расходы и ответственности за обеспечение региональной безопасности на некоторых своих союзников и прибегнуть к так называемой тактике «прокси-конфронтации» (или «конфронтация по доверенности»). Следовательно, поддержание американского присутствия в данном регионе в условиях сокращения бюджета военного предполагается осуществлять не за счёт требующего затрат создания американских военных баз, а с помощью широкого использования разнообразных форматов сотрудничества со странами региона. Во-вторых, сегодняшняя стратегия США в АТР реализуется также и по линии расширения американского военного присутствия в Юго-Восточной Азии (ЮВА) и интенсификации диалога со странами данного региона. Интерес Вашингтона к ЮВА объясняется поиском различных новых партнёров, а также желанием привлечь к сотрудничеству даже те страны, которые ранее не имели отношений со Штатами в военной сфере, но в настоящее время взволнованы жёсткой позицией Китая по вопросу различных спорных территорий в Южно-Китайском море. Как результат активизации американской политики в этом направлении — повышение уровня двустороннего сотрудничества, вплоть до заключения с несколькими государствами соглашений о всеобъемлющем партнёрстве (Индонезия — 2010 г., Вьетнам — 2013 г., Малайзия — 2014 г.). В-третьих, США также развивают торгово-экономическое сотрудничество в новой зоне свободной торговли — Транстихоокеанском партнёрстве (ТТП), в котором, что важно, участие Китая и России никак не предусматривалось. Помимо продвижения идеи ТТП, также активизируется сотрудничество с АСЕАН, но вернее не как с единой организацией, а скорее как с отдельными её членами.
В результате осуществления этой стратегии США, прежде всего, намерены попытаться максимально изолировать и, что важно, окружить Китай дружественными именно себе государствами. В обнародованном в марте 2014 года обзоре Министерства обороны США, выпускаемом раз в четыре года, снова было заявлено, что США — это преимущественно тихоокеанская держава, потому регион жизненно важен для этой страны, а названная первостепенная угроза его безопасности – быстрый рост военных способностей Китая при полном отсутствии прозрачности в их двусторонних отношениях.