«Политика солнечного тепла» в межкорейских отношениях

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Ким Дэ Чжун «Политика солнечного тепла» переговоры на правительственном уровне
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Ким Дэ Чжун — выдающийся политический деятель Южной Кореи, лауреат Нобелевской премии мира. Под его руководством страна сумела преодолеть в кратчайшие сроки финансовый кризис, поразивший многие страны Юго— и Северо-Восточной Азии. Но в историю Кореи Ким Дэ Чжун вошел как лидер, совершивший настоящий прорыв в межкорейских отношениях, апогеем которого стал саммит глав двух государств. С его именем связана «Политика солнечного тепла», вошедшая в анналы современной мировой истории.

Ким Дэ Чжун выступил с инициативой переформатировать отношения с Северной Кореей в русле так называемой «Политики солнечного тепла». Эта политика учла опыт прежних проектов, а также новые реалии в мире и на Корейском полуострове. Отличительной особенностью этой политики было то, что она не затрагивала проблему объединения Севера и Юга, где противоречия остались очевидными. Поэтому Ким Дэ Чжун декларировал только принципиальные намерения, что Юг не собирается поглощать Север по примеру Германии, а будет строить отношения на основе «отделения политики от экономики», расширяя экономические связи.

Первоначально «Политика солнечного тепла» была воспринята в Пхеньяне настороженно, ибо в ней усматривался «злой умысел разложения северокорейской политической системы». Да и в самой Южной Корее к ней отнеслись далеко неоднозначно. Одни считали, что если Север не готов к сотрудничеству, то Юг может и подождать. Другие же полагали, что Юг идет на слишком большие уступки Северу и что реализовать эту политику следует после того, как Север станет открытым государством.

Центральным событием в Корее на пороге нового века стала встреча лидеров Севера и Юга, состоявшаяся 13—15 июня 2000 г. в Пхеньяне. Она состоялась впервые за 55 лет раздельного существования Севера и Юга Кореи. Безусловно, она способствовала созданию атмосферы большего взаимопонимания и доверия между Севером и Югом.

Впервые на высшем уровне обсуждался широкий круг вопросов двусторонних отношений, подписаны Совместная Декларация и другие соглашения. Главный результат саммита состоял в том, что Север и Юг договорились решать вопроса объединения страны самостоятельно, соединив усилия всей корейской нации. Констатируя сходство предложений Севера о создании на первоначальном этапе Конфедерации и предложений Юга о создании Содружества для объединения страны, стороны договорились и дальше продвигаться в этом направлении.

Север и Юг договорились ускорить решение гуманитарных вопросов. Организовать обмен группами, состоящими из членов разлученных семей и родственников, а также урегулировать вопрос об узниках, находящихся в заключении, но не изменивших своим убеждениям.

Стороны пришли к соглашению через экономическое сотрудничество обеспечить пропорциональное развитие национальной экономики, активизировать сотрудничество и обмен в социальной сфере, а также в областях культуры, спорта, здравоохранения, окружающей среды и др. и тем самым укреплять взаимное доверие. Для скорейшего претворения в жизнь вышеуказанных согласованных положений Север и Юг договорились в ближайшем будущем провести переговоры на правительственном уровне.

Таким образом, лидеры Севера и Юга продемонстрировали способность договариваться практически по всем проблемам Корейского полуострова и намерение самим решать свои внутренние дела.

Идея Ким Дэ Чжуна о создании Содружества для объединения страны, основывалась на двух предварительных условиях. Во-первых, следует создать истинно демократическое правительство в Южной Корее, а Северная Корея должна отказаться от плана завоевания Юга. Во-вторых, совместно с США, Россией, Китаем и Японией должен быть гарантирован мир на Корейском полуострове. Когда эти два условия будут выполнены, можно будет осуществить создание Содружества для объединения страны в три этапа, а именно: мирное сосуществование, мирный обмен и мирное объединение. В Содружестве, как Север, так и Юг будут иметь независимые правительства.

Идея на диалог на высшем уровне, каждая из сторон стремилась достичь своей цели. Сеул хотел «растопить лед» в отношениях с Севером, что привело бы к разрядке военно-политической напряженности на Корейском полуострове, расширению экономического сотрудничества, которое в последующем станет рычагом влияния на процессы политического развития в КНДР. Со своей стороны Пхеньян хотел добиться от «Политики солнечного тепла» материальных дивидендов, что позволило бы отвести от страны угрозу голода, выиграть время для улучшения экономической ситуации.