Проблема пиратства в Малаккском проливе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В современном мире проблема пиратства возродилась в 70-е годы прошлого века в акваториях Малаккского и Сингапурского проливов. Это было следствием резкого экономического подъема Китая, Гонконга и Макао, который, однако, на начальных этапах не имел надлежащего правоохранительного обеспечения. Поэтому на какое-то время порты на юге КНР превратились в классические пиратские стоянки. Захваченное судно с грузом доставлялось в док, контролируемый сухопутными гангстерами, перекрашивалось и переоборудовалось и затем вместе с ценностями продавалось сомнительного толка бизнесменам, промышлявшим в районе устья реки Чжуцзян.
Последние сообщения из Юго-Восточной Азии свидетельствуют о том, что в мире может появиться новый центр морского разбоя. Это Малаккский пролив, расположенный между Индонезией и Малайзией. По экономическому влиянию он может побороться с Суэцким и Панамским каналами. Через Малаккский пролив проходит 25% мирового торгового потока, а также 25% всех нефтяных поставок, идущих морем. Триллионы долларов, циркулирующих здесь, начинают быть проблемой для безопасности региона. По данным Международного морского бюро, за последние 5 лет в водах Юго-Восточной Азии число нападений на торговые суда увеличилось вдвое: с 70 до 141 инцидента. Больше всего нападений происходит у берегов Индонезии и Малайзии. И хотя в самом Малаккском проливе пираты пока действуют крайне редко (не более 2 нападений в год), тенденция тревожная. Индонезия и Малайзия для борьбы с пиратами создали объединенный военный флот. Однако эта мера вряд ли остановит злоумышленников.
Вновь стало расти число пиратских атак и в Юго-Восточной Азии, особенно в Малаккском проливе — это третий регион мира по степени опасности для коммерческих судов, где пиратство имеет давние исторические корни.
Статья 43 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года призывает к сотрудничеству государства, граничащие с проливами с государствами, использующими проливы в установлении и подержании в исправном состоянии в проливах необходимого навигационного оборудования и средств безопасности или в совершенствовании иных средств содействия международному судоходству. Отметим, что в исторической ретроспективе межгосударственное сотрудничество между государствами, граничащими с Малаккским и Сингапурским проливами, по вопросу обеспечения безопасности проливов развивалось неоднозначно.
Региональное сотрудничество прибрежных государств также является важным и действенным в решении проблемы безопасности мореплавания в Малаккском и Сингапурском проливах. Последствием осуществления комплекса мер правового, организационного, технического характера по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Малаккского и Сингапурского проливов явился спад количества вооруженных нападений на суда. Наиболее показательным примером служит ситуация в Малаккском проливе: если в 2000 г. там было зафиксировано 75 нападений, то в 2005–2010 гг. эти цифры снизились с 12 до 2 соответственно.