... > Политология > Человек как субъект...

Человек как субъект и объект политической деятельности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Рядовой член общества Гражданин Общественный деятель Профессиональный политик Политический лидер
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Проблема личности в политике относится к числу «вечных». Она вызывает неизменный интерес у философов и историков, писателей и моралистов, религиозных мыслителей и психологов. В политической науке эта проблема относится к числу наименее исследованных. В современной науке большинство политологов признает необходимость исследования личностного фактора в ходе политического процесса. Одной из причин поворота политологов к изучению этого феномена стала неспособность институционального политического подхода предсказать те кардинальные перемены, которые произошли в мире после начала перестройки в СССР. Многие тогда задавались вопросом: как развивалась бы политика в мире, если бы генеральным секретарем КПСС был избран не Горбачёв, а Громыко или Гришин. «Вес» личностных качеств советского лидера в происшедших переменах был столь значителен, что это во многом заставило пересмотреть традиционные подходы к изучению политики.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, её главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованность в участии.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельности аппарата управления, отделения функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Политическая активность и политическое влияние отдельных личностей различны.

По участию индивида (субъекта) в политике можно выделить несколько типов ролей (рассматривающих как степень вовлеченности в политику):

  1. Рядовой член общества и гражданин, не оказывающий никакого влияния на политику, не активный и не заинтересованный в политике (вплоть до аполитичности), имеющий статус почти, исключительно предмета политики.

  2. Гражданин, состоящий в общественных организациях, в общественном движении или в нескольких организациях, косвенно вовлеченных в сферу политической практики (решения, действия), если это вытекает из его роли рядового члена организации, из организованных и идейных связей со всем объединением, движением.

  3. Гражданин, состоящий в stricte (структуре) политической организации (в политической партии) целенаправленно и по собственной воле непосредственно вовлеченный в политическую жизнь.

  4. Общественный деятель и особенно политический деятель.

  5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельности что особый профессиональный труд, источник существования и главное занятие, смысл жизни.

  6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), воспринимаемый как авторитет, последняя инстанция.

В зависимости от политического режима личность может выступать в качестве субъекта и объекта политики. Быть субъектом политики, т.е. её сознательным проводником можно в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в деятельности различных организаций. Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентирована государством и партией, характеризуется отсутствием возможности для самодеятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли.

Изменения в политической системе, её трансформация делает необходимым усвоение гражданами моделей политического сознания и поведения, которые приняты за основу в обществе. Процесс включения человека в политическую систему определяется как политическая социализация. С точки зрения системы, в процессе политической социализации происходит воспроизводство её институтов, осуществляется. преемственность важнейших политических ценностей. Человеку, для его становления в качестве гражданина, необходимо получить систему политических ценностей, идей, в которые он может верить, и ориентации в политической среде, которые позволят ему адаптироваться к ней. Политическая социализация на уровне индивида представляет собой перевод требований системы в структуру личности, интериоризацию её ключевых политиков культурных элементов.

Результатом политической социализации становится зрелый гражданин, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры, а способен без посторонней подсказки принять решение по важнейшим вопросам. Стержнем его личности станут выработанные в ходе первичной политической социализации базовые убеждения и принципы, позволяющие сохранить личностную устойчивость.

Политическая социализация представляет собой непрерывный и постоянный процесс. Для выделения же качественно отличных её фаз принято подчеркивать первичную и вторичную политическую социализацию. Различия между ними обусловлены действием трех переменных: возраста человека, наличия у него того или иного субъективного опыта и способности к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.

На основе социокультурных и психополитических исследований в политической науке выделяют наиболее существенные типы и модели политической социализации:

  1. Гармонический тип отражает складывание психологически нормальных отношений человека и институтов власти, которые порождают это рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям.

  2. Гегемонистский тип. Характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».

  3. Плюралистический тип. Свидетельствующих о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

  4. Конфликтный тип. Формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке её в борьбе.