Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избирательных кампаний. Референдумы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Этапы избирательного процесса:
подготовительный этап (достижение в обществе определённого консенсуса (согласия), создание необходимых политических условий для проведения выборов, принятие решений о назначении выборов в начале избирательной кампании);
формирование избирательных органов (осуществляется в соответствии с законодательством, определяются их полномочия и сроки деятельности);
создание избирательных округов и участков (осуществляется в соответствии с законодательством);
выдвижение и регистрация кандидатов (определяется круг кандидатов путём существующей практики выдвижения, из числа которых будут избираться депутаты);
регистрация избирателей (процедура включения гражданина в список избирателей);
агитационная кампания;
проведение голосования (голосование проходит на избирательных участках, в специальных помещениях);
подведение итогов голосования (производится подсчёт голосов по избирательным участкам, округам, население информируется об итогах выборов).
Механизм организации и проведения избирательной кампании включает:
формирование правовой и материально-технической базы;
планирование и осуществление бюджетного финансирования;
обучение и предварительную подготовку лиц, проводящих выборы, наблюдающих и участвующих в них;
назначение выборов (подготовку и принятие соответствующего правого акта);
формирование избирательных комиссий и участков для голосования, подготовку других организационных и технических средств;
выдвижение кандидатов;
предвыборную агитацию;
голосование (в том числе досрочное и по открепительным талонам);
подсчет голосов и подведение итогов;
второй тур;
предварительное и судебное рассмотрение споров и фактов нарушения избирательного законодательства, включая отмену итогов голосования и повторные выборы;
наблюдение за выборами;
отставку прежних избранников и вступление в должность новых.
Референдум (от латинского «referendum» — подлежащее сообщению) — способ принятия законов или конкретных решений по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни путем всеобщего голосования. Это одна из важнейших форм непосредственной демократии.
Референдумы делятся на:
допарламентские (голосование до принятия того же решения законодательным органом) — внепарламентские (принятие решения вместо законодательного органа и (или) без парламентского рассмотрения);
обязательные (принятые решения являются обязательными для исполнения) и консультативные (принятые решения не обязательны и служат лишь для информирования госорганов о мнении народа);
общегосударственные — местные.
По конституции РБ существует также и право проводить местные референдумы.
Референдум, как правило, проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
Выносимый на референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован так, чтобы на него был возможен однозначный ответ: «за» или «против». Многие национальные законодательства предусматривают вопросы, не подлежащие вынесению на референдум. Обычно это вопросы:
подрывающие суверенитет и целостность государства;
решаемые на выборах или связанные с занятием конкретных должностей;
определяющие сбор и расходование государственных средств (налоги и бюджет);
влекущие осуждение, оправдание, амнистирование и помилование преступников;
разрешающие частные (приватные) споры.
Инициаторами референдума вправе выступать только лица, уполномоченные на это законами (чаще всего Конституцией). У нас это: Президент, Палата представителей, Совет Республики и не менее 450 000 граждан.
Как правило, референдумы назначаются представительными (законодательными) органами. У нас это делает Президент в отношении республиканских референдумов и соответствующие Советы депутатов — в отношении местных референдумов.
Решения, принятые референдумом, как правило, отменяются или изменяются только путем референдума.
Швейцария — рекордсмен по числу проводимых референдумов.