Функции и основные качества политического лидерства
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В словарях общего характера термин лидер определяется как глава, руководитель политических партий, общественных организаций и как лицо, пользующееся большим авторитетом в каком-либо коллективе.
Лидерство — один из механизмов интеграции групповой деятельности когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действия всей группы, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчинение указаниям и требований данного индивида или части группы. Т. о. лидер — это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы.
Лидерство — как социальное явление внутренне присуще человеку, всем человеческим обществам и является древней формой организации жизни людей.
Наиболее известны следующие концепции лидерства:
теория черт лидера;
ситуационная;
теория, определяющая роли последователей;
компенсаторская;
синтетическая.
Эволюция становления политического лидерства проходит несколько стадий:
возникновение общественных движений и выделение их лидеров
образование политический партий, выработка их программных установок и организационных принципов
формирование иерархии партийного политического руководства
борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие должности.
Руководитель отличается от лидера:
лидер выдвигается стихийно, благодаря авторитету и личностному влиянию. Руководитель либо назначается либо избирается, то есть получает полномочия в результате целенаправленных действий.
Лидер как правило личность — продукт естественного отбора. Лидерство нестабильно, его нужно постоянно подтверждать. Руководство как правило стабильно. Руководитель наделяется оговоренными законом правами и обязанностями.
Рождение лидера часто происходит в проблемной ситуации, когда надо искать оптимальное решение для выхода их этой ситуации.
Функции лидерства:
диагностическая — период постановки диагноза, когда лидер оценивает ситуацию, выявляя негативные тенденции и устанавливает что и как должно быть исправлено;
директивная — включает определение направления действий, что и как надо предпринять в определенный момент для решения проблемы;
мобилизационная — мобилизация людей на решение целей.