... > Политология > Государственные органы: понятие,...

Государственные органы: понятие, признаки, виды

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Государственный орган Признаки
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Государственный орган – это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, обладающая установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделенная для этого властными полномочиями.

Признаки:

  • Орган формируется по воле государства и действует по его поручению.

  • Орган государства образуется в порядке, установленном законом.

  • Орган обладает властными полномочиями, т.е. возможностью и способностью осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.

  • Виды и формы деятельности, осуществляемые государственными органами, устанавливаются в законодательном порядке.

  • Каждый орган государства наделен собственной компетенцией, т.е. кругом и объемом полномочий и обязанностей, и сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции.

  • Органы обладают относительной экономической и организационной самостоятельностью и обособленностью, в то же время они тесно взаимодействуют между собой.

  • Государственный орган имеет определенную внутреннюю структуру.

Государственные органы классифицируются по разным основаниям:

  • По характеру выполняемых задач: законодательные органы, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольные.

    • Органы законодательной власти (представительные органы). Цель – законодательная деятельность.

      • Высшие (парламенты). Функция – принятие законов.

      • Местные. Функция – осуществление гос. власти на местах.

    • Органы исполнительной власти. Функция – исполнительная и распорядительная деятельность. Исполнительная деятельность: они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная: издают свои собственные распоряжения, обеспечивают их выполнение подчиненными им органами и организациями.

  • В зависимости от территориального масштаба деятельности подразделяют:

    • Центральные – те, деятельность которых распространяется на всю территорию страны. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства.

    • Местные – органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города). Это исполнительные комитеты, муниципалитеты, администрации.

  • В зависимости от характера, объема и содержания полномочий:

    • Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству большинством отраслей государственного управления.

    • Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями гос. управления. Ведущую роль в системе органов исполнительной власти выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти и возглавляют всю систему исполнительных органов. На правительство возлагаются задачи общего руководства экономикой и социально-культурным строительством страны, разработки и осуществления государственных бюджетов, защиты интересов государства, охраны собственности и общественного порядка, обеспечения и защиты прав и свобод граждан, осуществления общего руководства строительством вооруженных сил и т.д.

    • Судебные органы. Основная функция – осуществление правосудия. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти.

    • Контрольные органы. Они являются важным звеном всей системы правоохранительных органов. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

  • По способу принятия решений государственные органы делятся на:

    • Коллегиальные, принимающие решения большинством голосов посредством голосования (парламент, высшие суды).

    • Единоначальные, где решение принимается единолично руководителем (президент, министерства).