- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ПОЛИТОЛОГИЯ >
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СТРУКТУРА, УРОВНИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
Государственное управление: структура, уровни, принципы, функции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Управление — процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на кого-либо или на что-либо с целью изменения или сохранения его состояния.
В широком смысле, государственное управление — осуществление гос. власти через принятие политиками гос. решений и их реализации. Фактически, это целенаправленное воздействие государства на общественные.
В узком смысле, государственное управление — административная исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти, которая направляется на регулирование процессов отношений, связанных с жизнедеятельностью всего общества.
Управление предполагает субъект и объект управления.
Субъект государственного управления — специальный гос. аппарат, который включает в себя различные системы институтов управления, начиная от правительства, заканчивая местными органами власти и т.д.
Осуществляет широкий комплекс функций, воздействий на тех людей, на те объекты, которыми они призваны управлять.
Объект государственного управления — то, но что направлено управляющее действие или воздействие.
Субъект и объект должны постоянно находиться в связях между собой.
Система состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
функции государства, которые определяют роль государства в различных сферах;
нормативно-правовая база, которая закрепляет и обеспечивает реализацию функций государства;
вся система, формирующую структуру институтов государства;
политические процессы, которые обеспечивают взаимодействие как внутри системы гос. управления, так и вне её с институтами гражданского общества, частного сектора;
ресурсы финансовые, информационно-коммуникативные, материальные и т.д.
Типы государственного управления:
административное управление (включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля всей работы системы. В большей степени касается исполнительной власти);
экономическое управление (это процесс, через который система обеспечивает усиление экономического, гос. потенциала, гос. предприятий в интересах человека);
политическое управление (процесс постановки общенациональных задач развития, разработка политики, принятие решений на гос. уровне, на уровне парламента, на уровне государства).
Вся система государственного управления имеет 3 основных уровня:
общенациональный:
высших чиновников администрации главы государства;
главу государства;
премьер-министра;
региональный (органы управления областей, штатов, областей);
нижний (органы местного управления и самоуправления. Органы местного управления назначаются вышестоящими органами, а органы самоуправления выбираются населением).
У каждого органа управления соответствующего уровня есть свои полномочия. Не всегда органы местного управления грамотно и принципиально решают вопросы местного уровня. Зачастую приходится обращаться в вышестоящие органы.
В зависимости от масштаба и временных рамок уровней управление может быть:
стратегическое (определяет долгосрочную перспективу развития общества, задаёт программу деятельности каждому институту управления на перспективу);
тактическое (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. Оно включает в себя корректировку некоторых показателей стратегического управления);
оперативное (направлено на решение текущих задач, а также новых проблем, возникающих в процессе управления).
Принципы управления:
общественно-политические принципы (они сформированы и сформулированы в результате познания природы общества:
принцип иерархичности;
функционально-структурные принципы:
принцип эффективности;
организационно-структурные;
принципы государственно-управленческой деятельности (раскрывают закономерности, взаимосвязи принципов принятия решений, нормы документооборота):
принцип руководства со стороны деятельности высшей исполнительной власти (начальник всегда прав);
принцип соблюдения законности включает следующих положения:
правовое регулирование задач и функций местного государственного управления;
определение мер должного и возможного поведения субъектов государственного управления;
закрепление системы взаимоотношений органов и организаций с другими органами и гражданами;
закрепление норм всеми сотрудниками правовыми предписаниями.
Функции государственного управления:
планирования (определяет, чем, как, где и когда достигается поставленная цель. Без этой функции невозможно представить деятельность любого чиновника, структуры и человека);
организации;
регулирования (направлена на то, чтобы человек в рамках определенной структуры или организации выполнил соответствующий объём деятельности. Могут возникать разные обстоятельства, порой непредвиденные (шёл по улице, упал кирпич на голову), человек может болеть, может получить инвалидность);
работы с персоналом (связана с кадровой политике: кого и куда должна поставить на соответствующую управленческую или исполнительную должность);
контроля (обеспечивает обратную связь для всех перечисленных функций: как человек спланировал, как организовал, как отрегулировал, как повышает квалификацию и т.д. Применение рыночных рычагов этой функции не всегда оправдано).
Государственное управление кроме вышеназванных функций осуществляется различных методов.
Методы государственного управления — совокупность технологий, приёмов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты
