... > Политология > Государственное управление: структура,...

Государственное управление: структура, уровни, принципы, функции

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Объект государственного управления Типы государственного управления Вся система государственного управления имеет 3 основных уровня Принципы управления Функции государственного управления Методы государственного управления
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Управление — процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на кого-либо или на что-либо с целью изменения или сохранения его состояния.

В широком смысле, государственное управление — осуществление гос. власти через принятие политиками гос. решений и их реализации. Фактически, это целенаправленное воздействие государства на общественные.

В узком смысле, государственное управление — административная исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти, которая направляется на регулирование процессов отношений, связанных с жизнедеятельностью всего общества.

Управление предполагает субъект и объект управления.

Субъект государственного управления — специальный гос. аппарат, который включает в себя различные системы институтов управления, начиная от правительства, заканчивая местными органами власти и т.д.

Осуществляет широкий комплекс функций, воздействий на тех людей, на те объекты, которыми они призваны управлять.

Объект государственного управления — то, но что направлено управляющее действие или воздействие.

Субъект и объект должны постоянно находиться в связях между собой.

Система состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

  • функции государства, которые определяют роль государства в различных сферах;

  • нормативно-правовая база, которая закрепляет и обеспечивает реализацию функций государства;

  • вся система, формирующую структуру институтов государства;

  • политические процессы, которые обеспечивают взаимодействие как внутри системы гос. управления, так и вне её с институтами гражданского общества, частного сектора;

  • ресурсы финансовые, информационно-коммуникативные, материальные и т.д.

Типы государственного управления:

  • административное управление (включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля всей работы системы. В большей степени касается исполнительной власти);

  • экономическое управление (это процесс, через который система обеспечивает усиление экономического, гос. потенциала, гос. предприятий в интересах человека);

  • политическое управление (процесс постановки общенациональных задач развития, разработка политики, принятие решений на гос. уровне, на уровне парламента, на уровне государства).

Вся система государственного управления имеет 3 основных уровня:

  • общенациональный:

    • высших чиновников администрации главы государства;

    • главу государства;

    • премьер-министра;

  • региональный (органы управления областей, штатов, областей);

  • нижний (органы местного управления и самоуправления. Органы местного управления назначаются вышестоящими органами, а органы самоуправления выбираются населением).

У каждого органа управления соответствующего уровня есть свои полномочия. Не всегда органы местного управления грамотно и принципиально решают вопросы местного уровня. Зачастую приходится обращаться в вышестоящие органы.

В зависимости от масштаба и временных рамок уровней управление может быть:

  • стратегическое (определяет долгосрочную перспективу развития общества, задаёт программу деятельности каждому институту управления на перспективу);

  • тактическое (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. Оно включает в себя корректировку некоторых показателей стратегического управления);

  • оперативное (направлено на решение текущих задач, а также новых проблем, возникающих в процессе управления).

Принципы управления:

  • общественно-политические принципы (они сформированы и сформулированы в результате познания природы общества:

    • принцип иерархичности;

  • функционально-структурные принципы:

    • принцип эффективности;

  • организационно-структурные;

  • принципы государственно-управленческой деятельности (раскрывают закономерности, взаимосвязи принципов принятия решений, нормы документооборота):

    • принцип руководства со стороны деятельности высшей исполнительной власти (начальник всегда прав);

    • принцип соблюдения законности включает следующих положения:

      • правовое регулирование задач и функций местного государственного управления;

      • определение мер должного и возможного поведения субъектов государственного управления;

      • закрепление системы взаимоотношений органов и организаций с другими органами и гражданами;

      • закрепление норм всеми сотрудниками правовыми предписаниями.

Функции государственного управления:

  • планирования (определяет, чем, как, где и когда достигается поставленная цель. Без этой функции невозможно представить деятельность любого чиновника, структуры и человека);

  • организации;

  • регулирования (направлена на то, чтобы человек в рамках определенной структуры или организации выполнил соответствующий объём деятельности. Могут возникать разные обстоятельства, порой непредвиденные (шёл по улице, упал кирпич на голову), человек может болеть, может получить инвалидность);

  • работы с персоналом (связана с кадровой политике: кого и куда должна поставить на соответствующую управленческую или исполнительную должность);

  • контроля (обеспечивает обратную связь для всех перечисленных функций: как человек спланировал, как организовал, как отрегулировал, как повышает квалификацию и т.д. Применение рыночных рычагов этой функции не всегда оправдано).

Государственное управление кроме вышеназванных функций осуществляется различных методов.

Методы государственного управления — совокупность технологий, приёмов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов.