Концепции и типология политической культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В начале 60-х годов в американской политологии была сформулирована концепция «политической культуры». Ее авторами были Г. Алмонд и С. Верба. В своей работе «Культура гражданина. Политические отношения и демократия в пяти странах» на основе сравнительного анализа политических культур, сложившихся в США, Англии, Италии, ФРГ и Мексике, они разработали типологию политических культур, выделив три типа культуры (патриархальная, подданническая и активистская), а из их сочетания вывели еще три смешанных типа. Авторы заявляли, что в каждой общественно-политической системе и в каждой стране существует своя особая политическая культура, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление в политической жизни.
Одновременно они утверждали, что смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская, а также гражданская культура, которая выступает как их смешивание на базе активистской культуры, всегда преобладают в истории. Эти идеи получили свое развитие и конкретизацию в Западной Европе, Польше (Ежи Вятр) и др.
Крупным американским политологом-теоретиком является Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.). Он главный представитель структурно-функционального анализа, автор оригинальных теорий: «социального действия», «социальной системы» и др. Президент Американской социологической ассоциации. В своих работах «Структура социального действия» (1937 г.), «Социальная система» (1951 г.), «В направлении генеральной теории действия» (1951 г.), «Общество: эволюционирование и сравнительные перспективы» (1966 г.), «Системы современных обществ» (1971 г.) и др. рассматривал человеческие действия как самоорганизующую систему, а общество как результат этих действий. Создал общую теорию действия, в которой исходными понятиями выступают «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Она лежит в основе практической способности деятеля ставить перед собой цели и стремиться их достичь.
В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным.
Основные черты современной демократической политической культуры:
традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);
морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;
индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;
политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.
В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.
Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами.
Идеал автократической политической культуры — государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.
Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.
Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями.
Выделяют три чистых типа политической культуры:
патриархальную, когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций;
подданническую, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные;
активистскую, в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут ли они играть активную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.