Легитимность и легальность политической власти
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Легитимность – общественное признание власти и ее права на управление (носит оценочный, этический характер).
Легальность – нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документов (носит юридический характер).
Легитимность и легальность чаще всего сопутствуют друг другу.
В периоды глубоких общественных преобразований, затрагивающих интересы широких социальных слоев легитимность и легальность не всегда сочетаются между собой.
Легитимность как определенная степень совместимости власти и граждан является переменной величиной. Она во многом зависит от наличия или отсутствия у власти реального авторитета.
Любые изменения авторитета ведут уменьшению или росту легитимности.
Легитимность никогда не доходит до единодушия граждан в подавлении режима.
В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный.
Легитимность ввел Вебер, он различал следующие типы легитимности:
Традиционная легитимность – основывается на вере в обычаи и традиции. Нередко освещается авторитетом патриархальных устоев.
Харизматическая легитимность. Этот тип основан на популярности политического деятеля, авторитет которого освещают институты власти, способствуют их признанию и принятию населением.
Рациональная – признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Традиционные и харизматические типы легитимности политической власти характерны для государств с неразвитой политической системой. Рациональная легитимность характерна для государств с высокоразвитой политической системой и эффективной экономикой.
Управление обществом с помощью законов власть осуществляет с помощью своего аппарата – бюрократии. В разработанной Вебером классификации теории бюрократии сформулированы основные требования чиновников.
Согласно Веберу чиновник должен:
отделен от собственности на средство управления и должности, подчиняется только служебному долгу;
действовать в рамках устойчивой служебной иерархии;
иметь чётко определённую сферу компетенции и власти;
работать в силу контракта;
работать в соответствии со специальной квалификацией;
вознаграждаться постоянными денежными окладами;
рассматривать свою службу, как единственную и главную профессию;
подчиняться единой служебной дисциплине.
Чтобы избежать превращения бюрократии в замкнутую касту Вебер предлагал осуществлять регулярную ротацию управленцев.
Легитимность имеет 3 измерения:
народная – признание обществом правомочности прав элиты, основанных на традициях, идеологиях, конституциях, выборах;
внешняя - признание режима со стороны других государств, международных организаций;
легитимность для сфер – круг представлений, которыми представители оправдывают свою власть и действия по её удержанию.
Легальность – другая характеристика политической власти, предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм.
Нелегальность – власть преступных кланов.