Легитимность власти
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Понятие, характеризующее степень согласия между управляемыми и управляющими. Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять вообще, и именно так, как они это делают в частности.
Легитимность — необходимое условие стабильности и эффективности власти, так как результатом согласия между обществом и властью является то, что подданные считают справедливыми и власть и ее действия; управляющие (политическая элита) ждут одобрения своих действий по подавлению или осуждению диссидентов. Для разрушения легитимности характерно, что первоначально легитимность теряется для управляемых (для народа) — они перестают признавать право носителей власти на управление. Властные же структуры, как правило, долго не могут осознать, что ситуация изменилась, и продолжают ожидать подчинения и готовности к подчинению. Эмпирические показатели легитимности власти — количество средств принуждения в обществе (полиция, милиция, армия).
Легитимная власть, получившая поддержку и понимание со стороны народа, получает таким образом суверенитет (право власти управлять именно этой территорией и именно в это время). Иногда власть имеет ограниченный суверенитет. Например: «страна Басков в Испании» — признают легитимность власти испанского правительства, но не распространяют эту власть на свою территорию. Аналогичная ситуация в Нагорном Карабахе, Чечне, Ливане.
Главное требование принципа разделения власти, сформулированное еще Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Принцип разделения власти не исключает, а предполагает единство и взаимодействие власти, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех. С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности России разделение властей стало конституционным принципом. Однако освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года оставались нормы, противоречившие этому принципу.
Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был закреплен в основном законе нашего государства в качестве принципа конституционного строя России.