Местная власть в системе институтов государственной власти
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Важное место в системе институтов государственной власти занимает и местная власть. Она является важнейшим звеном организации граждан, базисом демократии, связующим звеном между обществом и государством, самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Наличие местной власти характеризует степень демократизации государства и уровень развития гражданского общества. Местная власть способствует решению политических, экономических, социальных и культурных вопросов, вопросов здравоохранения местного значения, исходя из интересов населения данной территории. Она приближает государственную власть к народу.
Местная власть сочетает в себе как бы два органа — местное самоуправление и местное управление. Местное управление — это органы, назначаемые центральной властью и представленные исполнительными комитетами (исполкомами, муниципалитетами, администрациями), а местное самоуправление — это Советы депутатов, которые избираются непосредственно гражданами. Сочетание этих двух начал в местной власти называется местным управлением и самоуправлением. Советы депутатов — это своего рода местный парламент, а исполком — правительство. Исполком — постоянно действующий орган, а выборные Советы собираются периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Система органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией, законом и другими нормативными актами.
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление и управление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.
Основное звено местного самоуправления — местные Советы депутатов представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня местных Советов депутатов: первичный, базовый и областной. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), к базовым — городские (города областного подчинения), районные, к областным — областные Советы депутатов. Минский городской Совет депутатов обладает статусом базового и областного Совета депутатов.
Такая трехуровневая система (сельский Совет, районный и областной) соответствует мировой практике. Например, в США штаты делятся на графства, а графства на округа. Более сложная пятиуровневая система местной власти имеется во Франции. Там низшим звеном является коммуна, далее — кантон, округ, департамент и завершает систему крупная административно-территориальная единица — регион (вместо ранее существовавших провинций). Это такие регионы, как Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т. д.
В соответствии со статьей 118 Конституции Республики Беларусь, местные Советы депутатов избираются гражданами тех административно-территориальных единиц, на которых они находятся, сроком на 4 года. Депутатом местных Советов Республики Беларусь может быть гражданин республики, достигший 18 лет. Общее количество Советов в Беларуси — 1672: 6 областных, Минский городской Совет, 117 районных, 20 городских (в числе — Минск, областные центры, а также крупные города областного подчинения — Барановичи, Бобруйск, Борисов и т. д.), 11 Советов районного подчинения (например, Фаниполь), 77 поселковых и 1440 сельских Совета.
Взамен упраздненных районных в городах Советов депутатов и иных органов Указом Президента РБ от 19 сентября 1995 года образованы местные администрации, входящие в так называемую «президентскую вертикаль».