... > Политология > Мыслители нового и...

Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Т. Гоббс Дж. Локк Три основных направления Эпоха Просвещения и буржуазных революций Франсуа Мари Аруэ Жан Жак Руссо В. Гегель Источник марксизма Гаэтано Моска
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Т. Гоббс — главное произведение «Левиафан». Сравнивал государство с этим чудовищем:

  • теория «естественных прав» — все люди от природы равны, каждый из них имеет одинаковое право на все. В душе каждого — стремление к наживе, соперничеству, славе, т.е. человек — эгоист и честолюбец, поэтому в обществе царит война всех против всех. Чтобы избавиться от этого — теория общественного договора (для избавления от войн, противостояний люди общества отказываются от своих прав и передают их по договору определенному лицу или группе лиц, т.е. государству);

  • определил функции государства:

    • главная функция — хорошо, достойно управлять на благо народа, поощрять ремесла, всякие промыслы, земледелие, защищать частную собственность;

    • должно заниматься воспитанием, просветительской деятельностью, выполнять полицейско-охранные функции, силой принуждать здоровых людей к труду;

    • государство гарантирует подданным делать все то, что не запрещено законом;

  • являлся сторонником абсолютной монархии.

Дж. Локк — идеологический оппонент Т. Гоббса. Сторонник конституционной монархии:

  • разработал теорию парламентской (конституционной) монархии;

  • учение о разделении власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную, федеральную. Федеральная власть — власть, занимающаяся международными отношениями. Цель — исключить тиранию;

  • обосновал теорию естественных прав человека — триада Локка:

    • право на жизнь и здоровье;

    • право на собственность;

    • право на свободу.

Эпоха Просвещения и буржуазных революций (XVIII в.). Только через просвещение народа можно прийти к лучшему будущему и к лучшему государственному устройству.

Три основных направления:

  • правое умеренное — интересы крупной французской буржуазии, склонны к соглашательству с феодалами и их идеологией (Монтескье, Вольтер, Дидро и др.) Монтескье:

    • три формы правления: деспотия (относился отрицательно), монархия и республика;

    • политическая свобода, либерализм, демократия, инакомыслие. Свобода придет, когда каждый гражданин будет уверен в своей безопасности;

    • строгое соблюдение законов может быть гарантировано разделением власти на 3 ветви – законодательную, исполнительную, судебную.

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) — подготовил французский народ к свободе:

  • беспощадно критиковал феодальный строй. деспотизм, этико-сословные привилегии, судебный произвол;

  • идеал государства – просвещенная монархия, просвещенный монарх должен гарантировать всем равенство и свободу;

  • равенство всех перед законом.

За вольнодумство был заключен в Бастилию, после долго находился за границей, занимался исследованием истории России.

  • Революционно-демократическое (центристское).

Жан Жак Руссо — выражал интересы мелкой буржуазии (фермеры, крестьяне):

  • исследовал проблемы неравенства, частной собственности, возникновения государства.

  • выступал за ликвидацию крупной собственности, но в пользу сохранения мелкой, основанной на индивидуальном труде. Ни один гражданин не может быть настолько богатым, чтобы купить другого.

  • сторонник прямой демократии (человек напрямую решает государственные дела, например, на референдуме, непрямая — народ выбирает парламент, представителей народа, которые решают государственные дела).

  • избранные народом исполнители должны следить за выполнением законов.

  • равенство всех перед законом.

  • каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает.

В. Гегель: учение о диалектике, впоследствии использованное Марксом и Энгельсом. Сторонник конституционной монархии, считал ее наилучшей формой государственного устройства. Отрицал теорию естественного права в вопросе происхождения государства. В XIXXX вв. возникла марксистско-ленинская идеология. Основоположники — Маркс и Энгельс, развивал Ленин.

Источник марксизма — утопический социализм, поставленный на научную основу:

  • учение о классовой борьбе, на Западе Маркса считают основоположником политических конфликтов (пролетариата с буржуазией и т.д.);

  • диктатура пролетариата, установленная в результате социалистической революции;

  • ликвидация частной и установление общенародной собственности. Впервые идеология была осуществлена в Советском Союзе.

Исключительно популярной была и остается теория элиты. Впервые эту теорию разработал итальянский юрист Гаэтано Моска (18541941 гг.) в своем труде «Элементы политической науки» (1896 г.). Он был переведен на английский язык и опубликован в 1939 г. под названием «Господствующий класс». Автор утверждал, что власть в обществе всегда находилась и должна находиться в руках небольшой группы, т. е. меньшинства. Правящее меньшинство он называет господствующим классом или элитой (лат. «лучшее, отборное»). Свое правление элита осуществляет путем распространения в обществе той идеологии, которая способствует утверждению власти и является основой политического согласия в обществе.

Моска считал, что нормальное функционирование демократии требует наличия хорошо организованного руководящего слоя, демократической элиты, которая является открытой группой политиков (в отличие от закрытой элиты аристократов) и формируется путем проведения выборов из широких масс за счет лучших представителей народа. Выборы, по его мнению, — это путь к обновлению элиты в условиях демократии.

Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (18481923 гг.), который выдвинул и обосновал концепцию «циркуляции (смены) элит». Свои взгляды он изложил в четырехтомном труде «Трактат по общей социологии», опубликованном в 19151919 годах. Теория элит у него связана с концепцией национальной деятельности, из которой следует, что принадлежность к элите зависит, в первую очередь, от врожденных психологических черт. Но поскольку социальные условия разные и не позволяют всем элитарным личностям добиться руководящего положения, то те, кто не вошел в руководящую элиту, составляют контрэлиту. Социальное равновесие требует кооптации в руководящую элиту личностей с элитарными качествами не элитарного происхождения и устранение из нее личностей неэлитарных. Но это тормозит правящая элита. Тогда приходит в действие контрэлита, которая, опираясь на народ, свергает власть прежней правящей элиты и устанавливает свою власть.

Теория элит послужила основой для анализа действий руководящих групп в различных политических системах и государствах, оценки их руководителей, политических лидеров.