Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Т. Гоббс — главное произведение «Левиафан». Сравнивал государство с этим чудовищем:
теория «естественных прав» — все люди от природы равны, каждый из них имеет одинаковое право на все. В душе каждого — стремление к наживе, соперничеству, славе, т.е. человек — эгоист и честолюбец, поэтому в обществе царит война всех против всех. Чтобы избавиться от этого — теория общественного договора (для избавления от войн, противостояний люди общества отказываются от своих прав и передают их по договору определенному лицу или группе лиц, т.е. государству);
определил функции государства:
главная функция — хорошо, достойно управлять на благо народа, поощрять ремесла, всякие промыслы, земледелие, защищать частную собственность;
должно заниматься воспитанием, просветительской деятельностью, выполнять полицейско-охранные функции, силой принуждать здоровых людей к труду;
государство гарантирует подданным делать все то, что не запрещено законом;
являлся сторонником абсолютной монархии.
Дж. Локк — идеологический оппонент Т. Гоббса. Сторонник конституционной монархии:
разработал теорию парламентской (конституционной) монархии;
учение о разделении власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную, федеральную. Федеральная власть — власть, занимающаяся международными отношениями. Цель — исключить тиранию;
обосновал теорию естественных прав человека — триада Локка:
право на жизнь и здоровье;
право на собственность;
право на свободу.
Эпоха Просвещения и буржуазных революций (XVIII в.). Только через просвещение народа можно прийти к лучшему будущему и к лучшему государственному устройству.
Три основных направления:
правое умеренное — интересы крупной французской буржуазии, склонны к соглашательству с феодалами и их идеологией (Монтескье, Вольтер, Дидро и др.) Монтескье:
три формы правления: деспотия (относился отрицательно), монархия и республика;
политическая свобода, либерализм, демократия, инакомыслие. Свобода придет, когда каждый гражданин будет уверен в своей безопасности;
строгое соблюдение законов может быть гарантировано разделением власти на 3 ветви – законодательную, исполнительную, судебную.
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) — подготовил французский народ к свободе:
беспощадно критиковал феодальный строй. деспотизм, этико-сословные привилегии, судебный произвол;
идеал государства – просвещенная монархия, просвещенный монарх должен гарантировать всем равенство и свободу;
равенство всех перед законом.
За вольнодумство был заключен в Бастилию, после долго находился за границей, занимался исследованием истории России.
Революционно-демократическое (центристское).
Жан Жак Руссо — выражал интересы мелкой буржуазии (фермеры, крестьяне):
исследовал проблемы неравенства, частной собственности, возникновения государства.
выступал за ликвидацию крупной собственности, но в пользу сохранения мелкой, основанной на индивидуальном труде. Ни один гражданин не может быть настолько богатым, чтобы купить другого.
сторонник прямой демократии (человек напрямую решает государственные дела, например, на референдуме, непрямая — народ выбирает парламент, представителей народа, которые решают государственные дела).
избранные народом исполнители должны следить за выполнением законов.
равенство всех перед законом.
каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает.
В. Гегель: учение о диалектике, впоследствии использованное Марксом и Энгельсом. Сторонник конституционной монархии, считал ее наилучшей формой государственного устройства. Отрицал теорию естественного права в вопросе происхождения государства. В XIX–XX вв. возникла марксистско-ленинская идеология. Основоположники — Маркс и Энгельс, развивал Ленин.
Источник марксизма — утопический социализм, поставленный на научную основу:
учение о классовой борьбе, на Западе Маркса считают основоположником политических конфликтов (пролетариата с буржуазией и т.д.);
диктатура пролетариата, установленная в результате социалистической революции;
ликвидация частной и установление общенародной собственности. Впервые идеология была осуществлена в Советском Союзе.
Исключительно популярной была и остается теория элиты. Впервые эту теорию разработал итальянский юрист Гаэтано Моска (1854–1941 гг.) в своем труде «Элементы политической науки» (1896 г.). Он был переведен на английский язык и опубликован в 1939 г. под названием «Господствующий класс». Автор утверждал, что власть в обществе всегда находилась и должна находиться в руках небольшой группы, т. е. меньшинства. Правящее меньшинство он называет господствующим классом или элитой (лат. «лучшее, отборное»). Свое правление элита осуществляет путем распространения в обществе той идеологии, которая способствует утверждению власти и является основой политического согласия в обществе.
Моска считал, что нормальное функционирование демократии требует наличия хорошо организованного руководящего слоя, демократической элиты, которая является открытой группой политиков (в отличие от закрытой элиты аристократов) и формируется путем проведения выборов из широких масс за счет лучших представителей народа. Выборы, по его мнению, — это путь к обновлению элиты в условиях демократии.
Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923 гг.), который выдвинул и обосновал концепцию «циркуляции (смены) элит». Свои взгляды он изложил в четырехтомном труде «Трактат по общей социологии», опубликованном в 1915–1919 годах. Теория элит у него связана с концепцией национальной деятельности, из которой следует, что принадлежность к элите зависит, в первую очередь, от врожденных психологических черт. Но поскольку социальные условия разные и не позволяют всем элитарным личностям добиться руководящего положения, то те, кто не вошел в руководящую элиту, составляют контрэлиту. Социальное равновесие требует кооптации в руководящую элиту личностей с элитарными качествами не элитарного происхождения и устранение из нее личностей неэлитарных. Но это тормозит правящая элита. Тогда приходит в действие контрэлита, которая, опираясь на народ, свергает власть прежней правящей элиты и устанавливает свою власть.
Теория элит послужила основой для анализа действий руководящих групп в различных политических системах и государствах, оценки их руководителей, политических лидеров.