Неоконсерватизм и консерватизм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, русских философов В.С. Соловьева и И.А. Ильина.
Основные идеи консерватизма:
идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах, предполагающая различие двух типов упорядоченности в обществе: органического — постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений и организации упорядоченности в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве первого типа упорядоченности над вторым;
отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей;
убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления. Поэтому желательным является последовательное ограничение его вмешательства в регуляцию общественных отношений, замещение его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению социального многообразия;
отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;
приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому — опыт социальных революций.
Неоконсерватизм возник в XX веке как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются: в теории — А. Хайек, в политике — Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.
Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.