Основные направления современной теории элит
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказываются иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.
Политическую элиту можно определить как привилегированную группу, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
Существование политических элит в обществе обусловлено действием ряда объективных тенденций. Общество, как все сложноорганизованные системы, нуждается в профессиональном управляющем воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых.
Идеи о правомерности деления в обществе меньшинства, господствующего над остальным населением, высказывались еще в древности. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь серьезного социологического обоснования ещё не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX - начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.
Концепция элиты, основанная на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики, была создана теоретиками итальянской школы политической социологии: Моска, Парето и Михельсом. Эту школу принято называть макиавеллистской, поскольку именно Н. Макиавелли, вычленив политику как самостоятельную сферу в обществе, стал рассматривать её не как область должного и воображаемого, а как политическую реальность, как практику.
Выдающийся социолог и политолог Моска (1858-1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению группы. Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и её специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в неё является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющие элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Отмечая сплоченность группы управляющих и её господствующее положение в обществе, Моска называл её политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридическим, то фактическим. Вторая, демократическая, выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает её способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательного для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.
Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848-1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования).
В «Трактате по общей социологии» он писал:
«Нравится это теоретикам или нет, но человеческое общество неоднократно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально».
Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту. (Кстати, именно Парето ввел в научный обиход термин «элита»).
Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и не правящую - контрэлиту - людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.
Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит - «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу). Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает своё господство.
Крупный вклад в развитие теории политических элит внёс Р. Михельс (1876-1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном, солидаризуясь с Москвой в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он пришёл к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит её.
В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведёт к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит элитарная олигархическая группа.
Из действия «закона олигархических тенденций» Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.
В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания.
Были намечены её важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать элитарные различные теории современности. К ним относятся:
особые свойства, присущие представителям элиты;
взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;
отношения элиты с неэлитой, массой;
рекрутирование элиты, т.е. как и из кого, она образуется;
роль элиты в обществе, её функции и влияние.
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это.
Современные теории элит разнообразны:
Ценностные теории. Как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако, смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Элита — наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение её важнейших потребностей. Это на объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся, прежде всего об общем благе.
Теории демократического элитизма (элитарная демократия). Исходят из предложенного Иозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Считают, что демократия , характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты. Элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных народом. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты.
Концепция плюрализма элит — наиболее распространена в сегодняшней элитарной мысли. Она не отрицает элитарную теорию в целом. В основе её подхода лежат следующие постулаты: политические элиты — это элиты функциональные; отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы; деление общества на элиту и массу относительно условно и часто размыто; неправомерно говорить об их социальном господстве.
Леволиберальные концепции.
Разделяя некоторые положения макиавеллистской школы утверждают:
главный элитообразующий признак — обладание командными позициями, руководящими должностями;
имеет место глубокое различие между элитой и массой;
рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия её социально-политических ценностей;
первейшей функцией властвующей элиты в обществе — обеспечение своего господства.