Основные направления современной теории элит

Оглавление

#политолог Моска #Парето #элита #Р. Михельс #Современные теории элит #положения макиавеллистской школы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказываются иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Политическую элиту можно определить как привилегированную группу, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Существование политических элит в обществе обусловлено действием ряда объективных тенденций. Общество, как все сложноорганизованные системы, нуждается в профессиональном управляющем воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых.

Идеи о правомерности деления в обществе меньшинства, господствующего над остальным населением, высказывались еще в древности. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь серьезного социологического обоснования ещё не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX - начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Концепция элиты, основанная на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики, была создана теоретиками итальянской школы политической социологии: Моска, Парето и Михельсом. Эту школу принято называть макиавеллистской, поскольку именно Н. Макиавелли, вычленив политику как самостоятельную сферу в обществе, стал рассматривать её не как область должного и воображаемого, а как политическую реальность, как практику.

Выдающийся социолог и политолог Моска (1858-1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению группы. Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и её специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в неё является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющие элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Отмечая сплоченность группы управляющих и её господствующее положение в обществе, Моска называл её политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридическим, то фактическим. Вторая, демократическая, выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает её способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательного для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848-1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования).

В «Трактате по общей социологии» он писал:

«Нравится это теоретикам или нет, но человеческое общество неоднократно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально».

Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту. (Кстати, именно Парето ввел в научный обиход термин «элита»).

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и не правящую - контрэлиту - людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит - «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу). Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает своё господство.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внёс Р. Михельс (1876-1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном, солидаризуясь с Москвой в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он пришёл к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит её.

В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведёт к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит элитарная олигархическая группа.

Из действия «закона олигархических тенденций» Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания.

Были намечены её важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать элитарные различные теории современности. К ним относятся:

  1. особые свойства, присущие представителям элиты;

  2. взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

  3. отношения элиты с неэлитой, массой;

  4. рекрутирование элиты, т.е. как и из кого, она образуется;

  5. роль элиты в обществе, её функции и влияние.

Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это.

Современные теории элит разнообразны:

  • Ценностные теории. Как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако, смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Элита — наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение её важнейших потребностей. Это на объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся, прежде всего об общем благе.

  • Теории демократического элитизма (элитарная демократия). Исходят из предложенного Иозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Считают, что демократия , характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты. Элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных народом. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты.

  • Концепция плюрализма элит — наиболее распространена в сегодняшней элитарной мысли. Она не отрицает элитарную теорию в целом. В основе её подхода лежат следующие постулаты: политические элиты — это элиты функциональные; отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы; деление общества на элиту и массу относительно условно и часто размыто; неправомерно говорить об их социальном господстве.

  • Леволиберальные концепции.

Разделяя некоторые положения макиавеллистской школы утверждают:

  • главный элитообразующий признак — обладание командными позициями, руководящими должностями;

  • имеет место глубокое различие между элитой и массой;

  • рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия её социально-политических ценностей;

  • первейшей функцией властвующей элиты в обществе — обеспечение своего господства.