Основные политологические концепции марксизма
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Материалистическое понимание истории. Основной принцип этой концепции — признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Из сложной совокупности общественных явлений марксизм выделяет материальные отношения, которые определяют идеологические общественные отношения. В основе такого выделения лежит тот простой и естественный факт, что люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т.п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д. В процессе производства материальных благ они вступают в определенные, от их воли не зависящие производственные отношения, которые составляют материальную основу, реальный базис общества, на котором возвышается идеологическая и политическая надстройка общества.
Классовый подход ко всем явлениям происходящим в обществе. Например, обусловленность факта существования политической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства от соотношения классовых сил и т.д.
Учение о диктатуре пролетариата. К.Маркс и Ф.Энгельс обосновывали необходимость завоевания политической власти пролетариатом для построения нового общества.
Политологические концепции марксизма нашли отражение в теоретической и практической деятельности В.И.Ленина (1870–1924 гг.). В ленинских работах особое внимание уделено происхождению, сути и будущности государства, вопросам диктатуры пролетариата как власти рабочего класса. В политологическом наследии Ленина значительное место принадлежит также учению о политической партии. Ленин разработал теоретические основы и создал политическую партию, которая сумела взять в руки политическую власть в государстве и долгое время оставалась единственной правящей партией.
Особая роль в развитии политической науки принадлежит немецкому социологу Максу Веберу (1864–1920 гг.). Как и классики марксизма, М.Вебер считал, что политика — это область общественных отношений по поводу власти или оказания влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государств между группами людей, которые она в себе заключает. Однако веберовский подход отличается от марксизма акцентированием внимания на социокультурных факторах политического развития (ценностях, верованиях, идеалах и т.д.). Под влиянием М.Вебера в политической науке сложилось устойчивое убеждение о демократии как специфической западной ценности, неразрывно связанной с протестантской этикой, духом индивидуализма, культурой консенсуса.
Наиболее существенная идея веберовской концепции политики состоит в том, что политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она представляет собой предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество и все люди в этом предприятии в зависимости от своего места делятся на три категории. Первая — политиков по случаю (рядовые избиратели). Вторая — политиков по совместительству (партийные активисты). Третья — профессионалы. Значительный вклад принадлежит Веберу в разработке теорий власти, бюрократии, лидерства. Этот вклад будет исследован при рассмотрении соответствующих разделов курса.