... > Политология > Особенности государства как...

Особенности государства как политической организации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

теократическая Патриархальная теория Признаки государства функции государства
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Вопрос о происхождении государства в течении многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.

Одна из самых древних теорий происхождения государства – теократическая, то есть теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом.

Патриархальная теория обосновывала происхождение государства тем, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей, образование родов, племен приводит в конечном счете к особой форме патриархальной власти.

В ХVIIХVIII вв. оформляются договорные теории происхождения государства (Дж. Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо и др.). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии. Но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты.

Социально-экономическая теория объясняет происхождение государства такими социально-экономическими факторами как общественное разделение труда, экономическими интересами, социальными противоречиями и т.д. Основы этой теории заложил древнегреческий философ Платон, который выводил истоки государства из разделения труда и обособления деятельности по руководству обществом.

Но наиболее развитый характер социально-экономическая теория получила в марксизме. Идеологи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) возникновение государства рассматривали как следствие общественного разделения труда, появления частной собственности на средства производства, расслоения общества на классы. Государство, по их мнению, является орудием угнетения одного класса другим, и держит общество в границах порядка.

В конце ХIХ в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский и др.) причину происхождения государства видели не в божественном проведении или в общественном договоре, а в военно-политических факторах: насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство

В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и обязательной теории возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы. Государство в своем развитии прошло длительный исторический путь, на протяжении которого менялись как содержание, так и формы. Но на всех этапах развития государству присущ ряд признаков, свойственных только данному социальному институту.

Признаки государства:

  • Наличие особой публичной власти, которая, воплощается в государственных органах, выступает как государственн6ая власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения (это чиновники, армия, полиция).

  • Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства (или подданства, т.е. принадлежность лица к государству с монархической формой правления). Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

  • Организация общественной жизни на основе права. Только государство издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.

  • Государственный суверенитет, т. е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

  • Существование системы принудительного взимаемых налогов и иных платежей, которая обеспечивает экономическую самостоятельность государства. Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение: государство-это универсальная политическая организация, осуществляющая власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующая их взаимоотношения с помощью правовых норм.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

  • Политическая функция связана с осуществлением политической власти: обеспечением политической стабильности, регулированием национальных (межнациональных) отношений, взаимодействием с политическими партиями и другими общественными институтами. К политической функции относится и выработка программно-политических целей и задач развития общества.

  • Экономическая функция – на разных этапах развития общества ее объем и содержание могут существенно различаться. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики непосредственном влиянии на транспорт, энергетику и т.п.

  • Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, здоровья, собственности.

  • Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя.

  • Образовательная функция реализуется в деятельности государства по демократизации образования, его непрерывности; предоставления людям равных возможностей получения образования. Многие современные государства ставят перед собой задачу: осуществление кардинальной реформы в сфере образования, выработка политики, охватывающего весь процесс образования от дошкольного до университетского.

  • Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Среди внешних функций выделяются две:

  • Функция обороны страны, которая заключается в обеспечении целостности, безопасности и суверенитета государства.

  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, торговой и прочих сферах с другими государствами.