Политическая система общества
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность раскрывать взаимосвязь компонентов политики как социальной реальности. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании проблем реформирования украинского общества
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это свойство и отражает понятие политической системы. Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т.Парсоном.
Термин «политическая система» был введен в политологию в 50–60-х годах XX века. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики. До этого для описания властных отношений обычно использовалось понятие «тип правления», а чуть позже «система правлений». Но их употребление сводило политику к деятельности государственных структур, выделению их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента подобное объяснение отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление автономной, самостоятельной личности с её правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая для этого политические организации (партии, движения и т.д.). Власть перестала быть монополией государства, властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные организации. Осознание сложности и многомерности властных отношений, которые уже нельзя свести только к деятельности государственных структур, привело к необходимости пересмотра господствовавших в тот период институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики. Но была и более важная причина введения системного подхода в политологию, а именно — поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды.
Понятие «система ввёл в научный оборот немецкий биолог Л.Фон Берталанфи (1901–1972) в 20-х годах XX века, для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Он рассматривал систему как совокупность взаимосвязанных элементов, как целостность, состоящую кз «элементов, находящихся во взаимодействии». Отношения взаимозависимости означают, что, с изменением даже одного элемента системы изменяется вся целостность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов.
Понятие «системы» на рассмотрение общества, как уже отмечалось, перенес Т. Парсонс, представивший общество как взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая их подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования. Которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.
Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д.Истоном в 50–60-х гг. нашего столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К.Дойча, А.Этциони, Д.Дивайна и многих других ученых.
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой «искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений». Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой.
Использование термина «политическая система» в его первом, методологическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает её рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздействие системы на среду.
Во втором, более конкретном значении термин «политическая система» обозначает «реальный, сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различные субъекты (группы и индивиды) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы».
Применяемое в единстве своих аспектов, понятие политической системы по содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.
Политическая система состоит из подсистем, количество которых у разных авторов различно. По функциональному признаку можно выделить следующие подсистемы политической системы:
Институциональная подсистема, включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества.
Нормативная подсистема, включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.
Функциональная подсистема — это методы политической деятельности, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.
Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.