... > Политология > Политическая система Республики...

Политическая система Республики Беларусь

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Политическая система РБ Президент в качестве Главы государства Органы управления Парламент Палата представителей Совет Республики Правительство Судебная власть Особенности белорусской политической системы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Политическая система РБ — система переходного общества, система президентской республики. Президент является главой государства, гарантом Конституции, обладает широкими полномочиями.

Президент в качестве Главы государства не отнесен ни к одной из ветвей власти. Он олицетворяет единство народа и осуществляет посредничество между органами власти. Кроме того, Президент:

  • назначает республиканские референдумы и все выборы кроме президентских;

  • формирует или участвует в формировании почти всех высших госорганов, кроме Палаты представителей;

  • распускает Парламент и может смещать практически всех должностных лиц;

  • обращается с посланиями к народу и (или) парламенту о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

  • является Главнокомандующим;

  • принимает в белорусское гражданство и прекращает его, а также предоставляет убежище;

  • устанавливает госпраздники и праздничные дни;

  • награждает госнаградами, присваивает классные чины и звания;

  • осуществляет помилование;

  • участвует в международной политике от имени Беларуси;

  • вводит чрезвычайное и военное положение, объявляет мобилизацию;

  • откладывает и приостанавливает забастовки;

  • подписывает законы или возвращает их в Парламент (полностью либо частично);

  • отменяет акты Правительства и многих других госорганов;

  • осуществляет всеобъемлющий контроль;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Органы управления: Палата Представителей, Совет Республики.

Палата Представителей рассматривает проекты законов. Совет Республики одобряет или отклоняет их.

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (палаты территориального представительства).

Палата представителей (110 депутатов):

  • принимает законы, в том числе об изменении норм Конституции, за исключением изменяемых только республиканскими референдумами.

  • назначает выборы Президента;

  • дает согласие на назначение Премьер-министра;

  • одобряет или отклоняет программы деятельности Правительства (в случае отклонения Парламент может быть распущен Президентом), а также рассматривает вопрос о доверии Правительству;

  • принимает отставку Президента, выдвигает протии него обвинения в совершении госизмены или иного тяжкого преступления и совместно с Советом Республики может сместить Президента, признанного виновным;

  • принимает решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики (64 члена по 8 от каждой области, города Минска и Президента):

  • одобряет или отклоняет принятые законы;

  • согласовывает некоторые Президентские назначения (в судебные, контрольные и некоторые иные высшие госорганы);

  • избирает половину Конституционного Суда и Центризбиркома;

  • отменяет решения местных Советов, не соответствующие законодательству и распускает эти Советы в случае систематических и грубых правонарушений;

  • рассматривает обвинение против Президента и соучаствует в его смещении;

  • рассматривает указы о введении чрезвычайного и военного положения, а также о мобилизации;

  • принимает решения по другим вопросам согласно Конституции.

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров центральный орган государственного управления. Оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В его состав входят Премьер-министр (руководитель), его заместители, министры, руководители иных республиканских органов госуправления.

Правительство:

  • руководит системой госуправления, разрабатывает и реализует внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает единство экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

  • выступает от имени собственника в отношении госсобственности;

  • обеспечивает исполнение Конституции и законов, декретов, указов и распоряжений Президента;

  • осуществляет иные полномочия согласно Конституции, законам и актам Президента.

Судебная власть: Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд, районные и городские суды.

В РБ официально зарегистрировано 15 политических партий. И для того, чтоб её официально зарегистрировать, необходимо, чтобы в партии было не менее 1000 человек.

Судебная власть принадлежит судам. Конституционный суд осуществляет контроль за соответствием нормативных актов Конституции. Хозяйственные судыво главе с Высших Хозяйственным судом рассматривают экономические споры с участием субъектов хозяйствования (юридических лиц и частных предпринимателей). Остальные споры, а также дела о привлечении граждан к уголовной и административной ответственности рассматриваются общими судами во главе с Верховным судом. Судьи при осуществлении правосудия независимы (подчиняются только закону). Образование чрезвычайных судов запрещено.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства возлагается на Прокуратуру (Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров).

Госконтроль за расходованием госсредств и исполнением актов экономического законодательства осуществляет Комитет государственного контроля.

Банковской деятельностью и денежным обращением руководит Национального банк, обладающий исключительным правом эмиссии денег.

Местное управление и самоуправление осуществляется местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами (исполкомами), органами территориального общественного самоуправления. Местные Советы и исполкомы решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных и местных интересов, а также исполняют решения вышестоящих органов.

К исключительной компетенции местных Советов относятся:

  • утверждение местных программ социально-экономического развития и местных бюджетов;

  • установление местных налогов и сборов;

  • определение порядка управления коммунальной собственностью;

  • назначение местных референдумов.

В политическую систему Республики Беларусь, помимо госорганов, входят партии, профсоюзы и иные общественные объединения (среди которых особое место занимает республиканское общественное объединение «Белая Русь»).

К политической системе РБ стоит отнести и трудовые коллективы, так как:

  • трудовые коллективы имеют право заключать договоры с руководителями предприятий и т.д.;

  • у трудовых коллективов есть политические функции (они имеют право выдвигать депутатов в Палату Представителей и в местные органы власти).

Особенности белорусской политической системы:

  • она находится в стадии формирования, поскольку наше государство суверенно только 18 лет, а ныне действующей редакции белорусской Конституции — 14 лет, да и белорусский этнос (народ) нельзя считать окончательно сформированным;

  • в советские годы политическая самостоятельность БССР была мизерной, поэтому не вырабатывались навыки и традиции самостоятельной политики в результате все в зачаточном состоянии и всем приходится действовать «с чистого листа»;

  • абсолютное доминирование Главы государства;

  • низкая популярность политических партий, антипартийные настроения у подавляющего большинства белорусских граждан;

  • все попытки налаживания диалога между властью и оппозицией закончились провалом или близки к этому.