Политическая власть, её сущность
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Власть — это способность и возможность волевого воздействия и вызов подчинения.
Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:
субъекта и объекта, т. е. двух сторон властных отношений.
ресурса — таким термином объединяются все необходимые свойства, прежде всего, субъекта власти — способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.
Ресурсы власти весьма разнообразны. Наиболее распространена в политологии следующая классификация ресурсов:
утилитарные ресурсы. Они включают материальные и различные социальные блага, связанные с повседневными потребностями. С их помощью власть имущие могут «покупать» отдельных политиков, даже целые слои населения;
нормативные ресурсы состоят из средств воздействия на внутренний мир, на сознание человека, формируя его ценностные ориентации и нормы поведения. Это воздействие осуществляется в определенном правовом поле, посредством идеологической работы. Особо важную роль своеобразного инструментария играют СМИ. Они призваны убедить подчиненных в общности их интересов с начальствующими, в необходимости одобрения и поддержки действий субъекта власти;
принудительные ресурсы означают использование прямого принуждения, особенно когда не срабатывают первые два ресурса. Сюда входит аппарат физического воздействия, укомплектованный специально подготовленными кадрами. В государстве для этого создана армия, полиция, спецслужбы, ОМОН, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, тюрьмой снаряжением, оружием и т. п. Этот ресурс считается наиболее эффективным, поскольку его использование способно лишить человека важнейших ценностей: имущества, свободы и даже жизни.
Классификация:
В области функционирования власть различают как политическую, экономическую, юридическую, светскую, религиозную, криминальную.
По объему прерогатив: семейная, групповая, государственная, международная.
По объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная.
По режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая.
По социальному признаку: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.
Из огромного многообразия проявлений власти особо выделяется власть политическая. Ей свойственно обязательное присутствие политических целей и задач, политического смысла. Эту сущность власть всегда приобретает и становится политической тогда, когда во властные отношения в обществе вступают большие группы, массы людей, т. е. организации, партии, этносы, нации, государственные учреждения.
Разрешением названных проблем общества в основном занимается высшая ступень политической власти — власть государственная. В лице государственной власти политическая власть как бы вступает в зону своего апогея, становится совершенной и универсальной. Стремление к государственной власти становится главной целью и смыслом деятельности в политической жизни. Много веков и даже тысячелетий не угасает стремление занять вершину, самую макушку пирамиды власти. Сколько сказано лжи, пролито крови, сколько порождено подлости и преступлений в борьбе за обладание этим сокровенным местом!
Потребность общества в политической, особенно государственной власти, во многом объясняется наличием у нее очень важных, необходимых качеств, которые выражаются в следующих чертах.
Суверенитет в деятельности, т. е. полная самостоятельность в принятии решений и доведении их до реализации.
Верховенство. Это значит способность, возможность и право оказывать волевое воздействие на всех.
Неделимость. Власть не терпит соперников, а многовластье чревато кровавыми конфликтами, особенно на политическом поприще.
Авторитетность. Это значит, что для прочности своего положения власть должна иметь уважение и преклонение. Здесь особенно важна легитимность власти, т. е. ее законность (от лат. legitimus — законный). Ради легитимности политическая власть очень много сил и средств тратит на обоснование своего права, на существование. Она проводит дорогие выборы и референдумы, создает мощные воспитательные и пропагандистские институты, стремится пересмотреть историю и сформировать свою идеологию.
Важная характеристика власти — ее объем. Она может быть единоличной, групповой, коллегиальной. На государственном уровне — монархической, президентской, парламентской, теократической, а также центральной, региональной, местной и др.
Важнейшее свойство власти, особенно политической, — способность ее не только к разовым действиям, к единичным проявлениям, когда кем-то на кого-то оказано волевое воздействие, тот подчинился, и власть состоялась. Чаще всего, процесс властных отношений представляет собой цепочку, когда объект власти подчиняется, чтобы стать субъектом и подчинить себе другого, а другой, в свою очередь, — третьего и т. д. Притом, это происходит бесчисленное количество раз во множестве вариантов, «вдоль» и «поперек», постоянно и непрерывно. Создается весьма сложная система функционирования власти в обществе. Эта система властных действий получила в политологии название — господство.
Интересна марксистская интерпретация господства. В соответствии с ней власть видится как проявление классовых отношений, когда один общественный класс узурпировал власть над другим.
В этом случае классовое господство включает три аспекта:
экономический аспект: здесь верховный контроль и руководство осуществляется:
над средствами труда, находящимися в собственности субъектов власти; это земля, фабрики и заводы, инфраструктура производства;
над процессом труда, т.е. установлением выгодных хозяину условий производства, куда входит форма и размер оплаты затраченного труда, время работы и ее интенсивность;
над продуктами труда, когда собственник полностью распоряжается по своему усмотрению произведенным товаром;
политический аспект означает, что государственная власть дает гарантию на право исполнения выше приведенного экономического контроля; она защищает это право, возведенное в ранг закона, и наказывает нарушителей установленного в интересах господствующего класса порядка;
идеологический аспект проявляется в обосновании установленного порядка; пропагандой и воспитательной работой преследуется цель убедить объекты власти, что именно данные экономические, социальные и политические отношения — единственно возможные, обоснованные и правильные, даже желанные.
В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т. е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению.
Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:
Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.
Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.
Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.
Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов — постоянную готовность и способность подчиняться.