Политические идеи античности и средневековья
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Становление и развитие политической мысли в Древнем мире идёт параллельно с развитием государства. Там, где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисленные политические теории. Это характерно для древней Греции. Образцами развития политической мысли того времени могут служить известные политические теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философского идеализма, в котором органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах «Государство» и «Законы».
Прослеживая политическую эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что политические изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к существованию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия: философы, воины, трудящиеся.
Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общества, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество общее.
В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность.
Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение материальных благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.
Аристотель (384–322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – «Политика».
Здесь он в частности объяснил происхождение государства. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность человека в общении побуждает его создать семью, потом общину, и наконец государство. В зависимости от цели, которую ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное государственное устройство. Неправильное – это при котором преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, независимо от того, правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при которой правит большинство. Если же этого не происходит, и решающее значение имеет постановление народного собрания, то народ легко может стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти.
Средневековая политическая мысль отходит от этого вывода, все её конкретные проявления сосредоточены вокруг вопроса о взаимоотношения власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая государственная власть устанавливается богом. Отсюда и происходит термина теократия – власть Бога.
Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадлежит лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, которому должны подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя.