Политические идеи Просвещения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Политические идеи получили новый импульс в конце 18 в. во Франции. Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности политических идей учений 18 в., направленных против феодально-абсолютного строя Франции и выражающих интересы третьего сословия.
Вальтер – критика феодального произвола, деспотизма, католической церкви. Против судебного произвола. Выступал за равенство граждан перед законом, настаивал на установлении буржуазно-демократических свобод. Развивает идею прогресса человечества. На пути этого прогресса стоит невежество людей. Его полит. идеал – конституционная монархия с просвещённым монархом и его подданными. От этого монарха Вальтер ждал переустройства общества путём реформ.
Ж.Л. Монтескье – открывает век Франц. просвещения.
В произведении «Французские письма» (1721) – дана едкая сатира на франц. абсолютизм 17–18 вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и «О духе законов» (1748) – попытался объяснить происхождение государственного строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект общественных реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политический идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодательную, Исполнительную и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности обеспечения политической свободы, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.
Ж.Ж. Руссо – выступил с резкой критикой феодальных отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны.
Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если государство возникло в результате общественного договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, которые соответствовали бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой.