Политическое манипулирование и пути его ограничения

Оглавление

#Политическое манипулирование #Пределы манипулирования общественным мнением #Г. Шиллер
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Политическое манипулирование — это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, т.е. иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

В США, по мнению американского профессора-либерала Г. Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, выступают пять социальных мифов:

  • об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;

  • о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти, а также СМИ;

  • о неизменной эгоистической природе человека;

  • об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения;

  • о плюрализме СМИ.

Для укоренения социальных мифов предполагается использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся: прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание ярлыков, использование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов, имеющих иной оценочный оттенок; шумные развлекательные шоу и т.д.

Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны.

Пределы манипулирования общественным мнением определяются, прежде всего:

  • уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей;

  • собственным опытом людей;

  • не контролируемой властью системой коммуникации: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной и иной деятельности и т.д.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общественного контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм.