Политика — социальное явление
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Политика — многомерное явление. Она — главный объект и предмет изучения политологии. Понимание природы, роли и сущности политики, ее предназначения и функций в обществе — важное условие понимания и анализа политического конституционного устройства государства, политической системы и власти, изучения всех процессов и явлений политической жизни.
Практически невозможно дать однозначное определение политики. В научной литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по своему, в зависимости от того, что берется за основу: государство, связь с властью и функции, цели и роль политики в обществе. Отсюда множественность определения понятий политики, одни из которых носят общий, другие — частный характер.
Платон (427–347 гг. до н. э.) под политикой понимал «искусство управления людьми», государственными и общественными делами. Он выделил три формы правления: монархию (власть одного человека), олигархию — власть немногих, демократию — власть большинства. С помощью разумного управления, считал Платон, можно построить идеальное государство, обеспечить благо и счастье людей.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) под политикой понимал управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Высшая политика, по Аристотелю, не та, которая стремится к высшим идеалам, а та, которая из имеющихся материалов умеет создать то, что нужно людям, та политика, в которой чутье действительности соединяется со стремлением к высшему.
На рубеже средневековья и Нового времени политика стала рассматриваться как борьба за завоевание и удержание власти (Н. Макиавелли), что несколько сузило сферу функционирования политики.
В современной политологии политика определяется как более сложное социальное явление.
Политика — это специфический вид деятельности социальных субъектов, связанный с борьбой за власть, распределением ценностей и управлением государственными и общественными делами.
Реальная политика состоит, прежде всего, в том, что ее образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формируются общие интересы и цели общества, вырабатываются правила, по которым распределяются роли и функции между людьми, организуется управление общественными делами. Политические институты власти защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, ценностей и норм, регулирующую социальные связи и отношения.
Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организации. Политика там, где массы, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.
Наконец, в политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли политических лидеров или партий.
Таким образом, политика есть сложное социальное явление, реальная комбинация интересов, целей, компромиссов и человеческих пристрастий, искусная политическая деятельность по управлению государством и обществом. В центре внимания политики находятся не частные, а коренные интересы всех социальных групп и общественных объединений: классов, политических партий, общественных организаций, движений. Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти в интересах определенных политических сил. Высочайшее предназначение политики — консолидация и сплочение общества, его модернизация и стабильное развитие по пути прогресса, решение важнейших государственных задач.
Человек в своей политической деятельности не действует открыто. Чем умнее и хитрее политик, тем искуснее он скрывает свои истинные цели и намерения. Не случайно Аристотель назвал человека животным политическим и изучал политику, исходя от человека. А. Смит и Д. Рикардо связывали политику с экономикой и характером социального строя. В. Гегель пытался вывести политику из мирового духа. К. Маркс главный источник возникновения политики видел в создании социально неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, сохраняется равенство, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов, их взаимная увязка и поиск интересов в обществе обуславливают необходимость политики.
В современной политологии существуют две основные точки зрения на генезис политики: западная (либерально-консервативная) и марксистская. Согласно первой, господствующей в англо-американской политологии, политика возникла одновременно с формированием человеческого общества, когда в нем складываются устойчивые группы людей, объединенных общими интересами и целями, возникают отношения господства и подчинения, управляющих и управляемых. На этой основе в процессе социально-политической жизнедеятельности людей постепенно формируются соответствующие органы политической власти и политические институты, регулирующие человеческие взаимоотношения, а политика выделяется в специфический вид социальной и профессиональной деятельности.
Согласно марксизму, политика возникает лишь с расколом общества на классы, их антагонистическими противоречиями, которые невозможно примирить. Она охватывает отношения между классами, нациями и государствами, проявляется, следовательно, на макроуровне. Главным субъектом политики выступает господствующий класс в обществе, который определяет содержание, характер власти и направление политики в государстве.