... > Политология > Политика и идеология:...

Политика и идеология: понятия, функции, проблемы взаимодействия. Основные мировые идеологии: либерализм, неолиберализм. Развитие либерализма в России. Консерватизм, неоконсерватизм. Развитие консерватизма в России. Социализм. Развитие социализма в России.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Политика Идеология Политическая идеология Функции политической идеологии Взаимодействие идеологии и политики Основные принципы либерализма Консерватизм Социализм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Политика — это совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти.

Идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

Политическая идеология — относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Функции политической идеологии:

  • Ориентационная функция — задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

  • Мобилизационная функция — побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.

  • Интегративная функция — наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.

  • Программно-целевая (целеполагающая) функция – показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе.

  • Компенсаторная функция — служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

  • Функция выражения и защиты интересов определенной группы (социальная) – возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп.

  • Когнитивная (познавательная) функция — отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой — дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений.

  • Легитимизирующая (оправдывающая) функция — состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.

  • Нормативная функция — задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.

Политика и идеология тесно связаны:

  • политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах;

  • идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы.

Политика и идеология не могут существовать друг без друга. В процессе их взаимосвязи и взаимодействия теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержание идеологии. Любая политическая цель формулируется с учетом определенных ценностей. В ценностях концентрируются наиболее значимые интересы людей, классов, наций, общества в целом. От идеологической ориентации политиков зависит понимание ими сути политики.

Взаимодействие идеологии и политики предполагает наличие у них общих черт:

  • Во-первых, политика и идеология — это явления сознания.

  • Во-вторых, направленность на интеграцию общества: политика осуществляет это через социальные проекты; идеология — через общественные идеалы; они могут использоваться для легитимации власти.

Взаимодействуя, но, не подменяя друг друга, политика и идеология способны решать назревшие проблемы. Так, идеология теоретически обосновывает политические решения и действия, доводит их до сознания масс с помощью пропаганды. Политика ставит перед идеологией практические задачи, которые требуется представить в виде определенных концепций с соответствующей аргументацией.

Политическая идеология затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее исполнение, предусматривая ту или иную стратегию действия. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие – выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации.

Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функционировании политической идеологии.

Либерализм (от латинского слова"liberalis" — "свободный") является философским и общественно-политическим течением, провозглашающим незыблемость прав и индивидуальных человеческих свобод.

Либерализм — утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод.

Основные принципы либерализма: индивидуализм, свобода, собственность.

Неолиберализм (от английского слова «neoliberalism») представлен направлением экономической и политической философии, возникшим в 1930-е годы и сформировавшимся как идеология в 1980-е1990-е.

Неолиберализм — государственное регулирование рыночной экономикой, социальная помощь нуждающимся.

Неолиберализм, отличаясь от либерализма, не отрицает полностью государственное экономическое регулирование, рассматривает неограниченную конкуренцию и свободный рынок в форме основного средства по обеспечению прогресса, достижения справедливости в социуме, которые возможны на базе экономического роста, измеряющегося валовым внутренним продуктом.

По мнению ряда историков, либеральные идеи проникли в Россию в XVIII веке, и либерализм прошел три этапа (было три "волны"):

  • Инициируемый «сверху» либерализм. Периоды правления Екатерины II и Александра I. Этот либерализм ещё называют просветительским.

  • «Охранительный» либерализм. После отмены крепостного права 1861 года.

  • «Новый» либерализм, период с 1900 г. до октября 1917 г.

Консерватизм — защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего.

Основные ценности: закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть, религия, мораль.

Неоконсерватизм — ограниченное государственное регулирование рыночной экономикой, бесплатные блага только тем, кто в них нуждается.

Основные прин­ци­пы российского консерватизма бы­ли сфор­мули­ро­ва­ны в конце XVIIIначале XIX веков М.М. Щер­ба­то­вым и Н.М. Ка­рам­зи­ным и по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» тео­рии (гр. С.С. Ува­ров, Н.Г. Уст­ря­лов и др.), в уче­нии сла­вя­но­фи­лов (А.С. Хо­мя­ков, Ю.Ф. Са­ма­рин). С точ­ки зре­ния российских кон­сер­ва­то­ров, са­мо­дер­жав­ная фор­ма прав­ле­ния со­от­вет­ст­во­ва­ла ис­то­рическому свое­об­ра­зию русского на­ро­да и рас­смат­ри­ва­лась ими как един­ст­вен­ный ис­точ­ник ре­форм и га­рант по­ряд­ка в об­ще­ст­ве.

Социализм — направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений.

В России развитие социализма представляло собой довольно сложный и специфический процесс. Социалистические идеи стали проникать в нашу страну в 30-е годы XIX века с Запада. Русская образованная публика знакомилась с трудами известных социалистов-утопистов — Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. Сен-Симона. Это подвигало ее к довольно-таки радикальным требованиям. В 1845 году мелкий чиновник МИД России М. В. Буташевич-Петрашевский организовал кружок, участники которого стояли на позициях, близких к социализму. В начале деятельность кружка носила чисто просветительский характер. Затем петрашевцы пришли к мысли о необходимости вооруженного восстания и стали вести соответствующую организационную работу в войсках. В результате кружок оказался разгромлен полицией. Так почти с самого начала своего существования отечественный социализм показал себя врагом русской традиции.