Понятие и признаки правового государства
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия, мелочной опеки со стороны органов власти, обеспечивать индивидуальную свободу и основополагающие права личности.
Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающее свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющееся воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями, для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей; законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в УI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли такие зачатки правовой государственности, как разделение властей.
Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в ХУII–ХIХ вв. В работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов — К. Велькера, Р фон Моля и других.
Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:
наличие развитого гражданского общества;
ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;
правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;
суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, а государственный же суверенитет носит представительный характер;
разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой, обязательны для всех;
приоритет в государственном регулировании гражданских отношений над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип; «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому правовому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий;
свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не допускает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.