Понятие и типы избирательных систем. Особенности, достоинства и недостатки мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Избирательная система — установленный и поддерживаемый государством порядок проведения выборов, а также референдумов и иных массовых волеизъявлений граждан. Избирательная система включает:
избирательное законодательство (совокупность правовых норм, регламентирующих выборы, референдумы и иные волеизъявления);
госорганы, обеспечивающие функционирование избирательной системы;
избирателей и иных участников выборов, референдумов и т.п.;
научные, учебные и иные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для системы выборов;
избирательные технологии и методики.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
При мажоритарной системе (от французского «majorite» большинство) должностные лица (депутаты, судьи и т.п.) избираются по одному, причем избранным считается кандидат, получивший в свою поддержку большинство голосов избирателей. Такое большинство может быть:
относительным (больше, чем у других кандидатов);
абсолютным (больше половины голосов от числа участвовавших в голосовании);
квалифицированным (не менее 2/3, 3/4 или какой иной доли от числа участвовавших в голосовании — как правило, такая доля больше 50%, то есть является «подавляющим большинством»).
Достоинства-недостатки мажоритарной системы:
«победители получают все», а проигравшие — ничего, то есть выбор «меньшинства» фактически не имеет значения;
правящих партий немного, потому что только сильные группировки могут получить большинство – это усиливает стабильность, однако то, что маленькие партии лишены своей доли участия, подталкивает их к бунту и ту же стабильность подрывает;
у каждой территории или группы есть свой — один единственный представитель, что упрощает связь с ним и побуждает его работать на свой округ (группировку), но в результате расцветает местничество (преобладание местных интересов над общегосударственными).
Кроме того, при мажоритарной системе может получиться так, что партия, получившая меньшую сумму голосов по всей стране, победит в большем числе округов, чем партия, получившая большинство по стране в целом.
При пропорциональной системе должностные лица избираются группами (списками), а избранным считается тот же процент списочных кандидатов, какой процент голосов избирателей набрал соответствующий список. Для таких выборов законодательством предусматривается:
минимальный процент (проходная квота), необходимый каждому списку для участия в распределении мест в избираемом органе. Чтобы исключить дробление избираемого органа на мелкие фракции;
детальная процедура округления дробных долей до целого числа избранных кандидатов. Чтобы в результате округления не получилось больше или меньше избранников, чем имеется мест в избираемом органе.
Существуют два вида списков:
«связанные» или «жесткие», при голосовании за которые избиратель может поддержать только список в целом. Такие списки типичны для всенародных (массовых) выборов;
«гибкие» или «свободные», при голосовании за которые избиратель вправе изменять места кандидатов в списке, вычеркивать любого из них и (или) иным образом выражать свое отношение к каждой персоналии. Такие списки применяются при голосовании хорошо подготовленных (элитарных) избирателей.
При смешанной системе часть (обычно половина) членов коллегиального органа избирается по мажоритарной системе, остальные — по пропорциональной. То есть каждый избиратель один голос отдает за персоналию, второй за список.