Понятие и типы избирательных систем. Особенности, достоинства и недостатки мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Избирательная система Типы избирательных систем

Избирательная система — установленный и поддерживаемый государством порядок проведения выборов, а также референдумов и иных массовых волеизъявлений граждан. Избирательная система включает:

  • избирательное законодательство (совокупность правовых норм, регламентирующих выборы, референдумы и иные волеизъявления);

  • госорганы, обеспечивающие функционирование избирательной системы;

  • избирателей и иных участников выборов, референдумов и т.п.;

  • научные, учебные и иные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для системы выборов;

  • избирательные технологии и методики.

Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

  • При мажоритарной системе (от французского «majorite» большинство) должностные лица (депутаты, судьи и т.п.) избираются по одному, причем избранным считается кандидат, получивший в свою поддержку большинство голосов избирателей. Такое большинство может быть:

    • относительным (больше, чем у других кандидатов);

    • абсолютным (больше половины голосов от числа участвовавших в голосовании);

    • квалифицированным (не менее 2/3, 3/4 или какой иной доли от числа участвовавших в голосовании — как правило, такая доля больше 50%, то есть является «подавляющим большинством»).

      • Достоинства-недостатки мажоритарной системы:

      • «победители получают все», а проигравшие — ничего, то есть выбор «меньшинства» фактически не имеет значения;

      • правящих партий немного, потому что только сильные группировки могут получить большинство – это усиливает стабильность, однако то, что маленькие партии лишены своей доли участия, подталкивает их к бунту и ту же стабильность подрывает;

      • у каждой территории или группы есть свой — один единственный представитель, что упрощает связь с ним и побуждает его работать на свой округ (группировку), но в результате расцветает местничество (преобладание местных интересов над общегосударственными).

    • Кроме того, при мажоритарной системе может получиться так, что партия, получившая меньшую сумму голосов по всей стране, победит в большем числе округов, чем партия, получившая большинство по стране в целом.

  • При пропорциональной системе должностные лица избираются группами (списками), а избранным считается тот же процент списочных кандидатов, какой процент голосов избирателей набрал соответствующий список. Для таких выборов законодательством предусматривается:

    • минимальный процент (проходная квота), необходимый каждому списку для участия в распределении мест в избираемом органе. Чтобы исключить дробление избираемого органа на мелкие фракции;

    • детальная процедура округления дробных долей до целого числа избранных кандидатов. Чтобы в результате округления не получилось больше или меньше избранников, чем имеется мест в избираемом органе.

      • Существуют два вида списков:

        • «связанные» или «жесткие», при голосовании за которые избиратель может поддержать только список в целом. Такие списки типичны для всенародных (массовых) выборов;

        • «гибкие» или «свободные», при голосовании за которые избиратель вправе изменять места кандидатов в списке, вычеркивать любого из них и (или) иным образом выражать свое отношение к каждой персоналии. Такие списки применяются при голосовании хорошо подготовленных (элитарных) избирателей.

  • При смешанной системе часть (обычно половина) членов коллегиального органа избирается по мажоритарной системе, остальные — по пропорциональной. То есть каждый избиратель один голос отдает за персоналию, второй за список.