Понятие политического лидерства: теории, функция, типология. Характеристика лидерства в России
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Политическое лидерство — это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу.
Политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Иными словами, лидерство — это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение его членов.
Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций, к ним относятся:
Определение и формулирование интересов социальных групп целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).
Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).
Мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция).
Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция).
Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция).
Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).
Для изучения природы лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяются множество типов лидерства.
Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Соответственно выделяются:
Традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях привычке последователей к подчинению.
Харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.
Рационально-легальное (бюрократическое) лидерство осуществляется на основе законов и в рамках законов.
Наибольший интерес вызывает «харизматическое лидерство». Выделяет ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам:
«обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих;
«завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатии у масс;
«хорошие риторические способности и некоторый артистизм» или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большие скопления людей;
«положительное восприятие восхищения своей персоной» или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;
«достойная и уверенная манера держаться» или имидж сильных людей, способных добиваться любых целей.
Лидерство — это всегда процесс взаимодействия с конкретными людьми, который происходит не в вакууме, а в конкретных обстоятельствах. Не будучи в состоянии учесть индивидуальные особенности многих тысяч российских лидеров, сконцентрируемся на общей характеристике их последователей и внешней среды.
Последнее не потребует больших усилий, поскольку является предметом пристального внимания и ежедневного обсуждения отечественных руководителей всех уровней. Интегрально среда оценивается как враждебная, затрудняющая и тормозящая любую преобразовательную и созидательную деятельность, однако в силу своей неразвитости предоставляющая значительные возможности активным и энергичным людям. Такое состояние определяет ряд характерных для отечественных лидеров черт, и прежде всего огромное (диспропорциональное по сравнению с другими культурами) внимание к внешней среде и особенно к одному из ее элементов — власти.
Руководителей российских предприятий характеризует то, что ими ежедневно осуществляется сканирование окружающей среды с целью поисках новых возможностей. Также отличительной чертой руководителей отечественных компаний является то, что взаимодействие с государственной властью рассматривается ими как прямой источник получения их компаниями преимуществ в конкурентной борьбе. Именно на управления отношений с властными структурами руководителями российских предприятий используется значительная часть из харизмы и энергии. Это можно связать с тем, что в недавнем прошлом в российской экономики многие отрасли, среди которых можно выделить мобильную связь, фондовый рынок, банковскую систему, — были созданы благодаря тому, что отдельные люди имели лидерство в этих отраслях в связи с рядом причин, которые так или иначе были связаны с близостью этих людей к властным структурам.