Понятие политического режима, его содержание и критерии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Политический режим (от лат. regimen — управление) — это система методов, способов и средств осуществления государственной власти, отражающая состояние политических прав и свобод, отношение органов власти к правовым основам их деятельности.
Политический режим — это совокупность способов функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.
В зависимости от того, как взаимосвязаны основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.
Политический режим определяется следующими критериями:
Полномочия главы государства, его функции и роль в системе политического руководства, характер политического лидерства.
Порядок, способы и механизмы формирования политической власти, прежде всего представительной, а также степень участия в ней народных масс.
Характеристика реальных механизмов осуществления политической власти и степень контроля за ней со стороны общества.
Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между её центральными и местными органами.
Роль и значение политической идеологии в жизни общества.
Мера политического плюрализма, наличие многопартийности. Положение, влияние и условия деятельности политических партий. Учет интересов меньшинства при принятии политических решений, наличие оппозиции.
Место и роль неполитических и негосударственных организаций и структур в политической системе общества.
Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства.
Состояние и гарантии прав и свобод личности, степень реализации ее правового статуса.
Политический и юридический статус органов подавления, т. е. силовых структур государства (армии, полиции, госбезопасности).
Положение средств массовой информации, уровень гласности в обществе, «прозрачность» деятельности госаппарата.
Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни, наличие реальных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц, включая высших.
Таким образом, политический режим непосредственно связан с тем или иным соотношением диктатуры и демократии, включает такой показатель, как уровень и фактическая реализация прав и свобод граждан.
Поэтому политические режимы условно делят на демократические и недемократические, а последние на авторитарные и тоталитарные. Все они в «чистом» виде бывают довольно редко, чаще всего сочетают в себе черты нескольких из них, в основном, смежных.
Для определения политического режима в какой-либо стране необходимо сопоставить её конституционные, официальные нормы с реальной политической жизнью, провозглашенные цели — с действительной практикой.
Известно, что различные типы политических режимов стихийно не возникают в тех или иных странах. Они зависят от множества слагаемых, как объективных, так и субъективных:
от целей и задач, какие ставят перед собой господствующие в обществе социальные силы и их политические партии;
от идеологической направленности господствующих социальных сил и их организаций;
от соотношения и остроты борьбы в обществе между различными социальными слоями;
от экономического положения страны, уровня её развития (Германия 30-х гг., Россия 20-х гг. ХХ ст.);
от политического сознания граждан, их политической культуры, исторических традиций;
от географического размещения стран, её международного положения, целей и задач проводимой внешней политики и др.
Значительное воздействие на установление того или иного режима оказывает тип, форма правления государства, особенности её функционирования, сложившаяся в нём партийная система. Однако в политической практике есть немало примеров несовпадения режима и формы правления. Так, Куба, Северная Корея, Ирак при Хусейне, являясь республиками по форме правления, где высшие органы власти выборные, по содержанию политического режима — авторитарные. И наоборот, такие государства, как Бельгия Голландия, Дания и др., по форме — типичные, парламентские монархии, а по режиму правления — демократические.