... > Политология > Понятие структура и...

Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Политическая система Институциональный подход Системный подход Структурно-функциональный подход структурные компоненты (подсистемы) политической системы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Политическая система — одна из систем общества наряду с экономической, социальной и духовной. Ее специфика в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой ее системы.

В определении содержания политической системы сложилось несколько подходов, что обусловлено сложностью и неоднозначностью данного политического явления.

  • Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуется власть.

  • Системный подход, который получил широкое распространение, преодолевает односторонность и фрагментарность институционального подхода к анализу политической системы.

  • Структурно-функциональный подход, который тесно связан с системным, особое значение придает факторам окружающей среды. При этом подходе политическая система рассматривается весьма широко как совокупность элементов окружающей среды (имеется в виду население, их объединения, профессиональные, национальные слои и т. д.), экономических, социальных, духовных и других явлений, институтов и учреждений, тесно связанных и взаимодействующих с политической системой.

Все эти подходы, хотя несколько и абстрактны, по-своему правильно отражают различные стороны политической системы.

Политическая система — это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой. Она характеризуется властным верховенством, с ее помощью осуществляется верховная власть в обществе. Обладая властным верховенством, политическая система ориентирована на объединение, интеграцию всех систем общества на основе баланса интересов, консенсуса. Получая импульсы из окружающей общественной среды, политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» их и на выходе принимает авторитетные решения и политические действия власти по поводу поступающих сигналов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований, политических заявлений, силовых актов и т. д.

Как сложное общественное явление политическая система имеет свою структуру, внутреннюю организацию ее основных элементов. Причем по мере развития и усложнения общественной жизни эта структура претерпевает изменения, модифицируется, усложняется.

Политологи Беларуси выделяют следующие структурные компоненты (подсистемы) политической системы:

  • Институциональную подсистему, состоящую из общественно-политических институтов и организаций. Главное место среди этих институтов занимает государство. Располагая разветвленной системой учреждений, в том числе и медицинских, государство сосредотачивает в себе максимальную политическую власть, является центром притяжения всех социальных сил. Последние всегда стремятся захватить, удержать и упрочить государственную власть, которая позволяет организовать управление всеми общественными процессами.

  • Нормативно-регулятивную подсистему. Она включает совокупность политико-правовых норм, традиций. Основу их составляет право, которое служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, основой функционирования не только государственных, но и общественных организаций, развития всей политической системы.

  • Функциональную (коммуникативную) подсистему, основу которой составляют политические отношения и политический режим. Данная подсистемавключает в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между ее подсистемами (например, между государством и партиями, законодательной и исполнительной властью). Отношения могут быть правовыми, авторитарными, демократическими, вербальными и невербальными, письменными и т. д.

Политический режим характеризует способы и методы осуществления политической власти, формирует политический климат страны.

  • Культурную подсистему. Главным ее элементом выступают политическая культура и политическое сознание. Политическая культура — это комплекс знаний, представлений, ценностных ориентаций, политической символики, политического поведения граждан, адекватных потребностям развития данного общества.

От уровня политической культуры во многом зависит политическая практика, поведение субъектов политики, способы и методы утверждения общественного порядка и другое.

Политическое сознание также играет большую роль в политической системе, ибо политика предполагает сознательное участие в ней. Политическое сознание — это осознание политики на эмпирическом и теоретическом уровне, осознание своего места и роли в ней.

  • Идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий, лозунгов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества. Идеология воплощает идеалы субъектов политики, легитимизирует и защищает их. В Беларуси идеологическую подсистему составляет идеология белорусского государства, других политических институтов.

Помимо обозначенных элементов, сторонники системного подхода в политическую систему включают избирательную систему, которая участвует в формировании политической системы, а также персональных субъектов политики (президента, главу правительства, министров, руководителей партий и т. д.). Называется и такой элемент политической системы, как территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы.

Политическая система — чрезвычайно сложное, богатое по содержанию явление, которое зависит от многих факторов: от способа производства, политического режима и т. д. Исходя из критерия, положенного в основу классификации, выделяют различные ее типы.

Марксистские ученые, которые исходят из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Каждая из них характеризуется политическим господством определенных классов, социальных групп и конкретно проявляется в различных формах организации государственного управления и власти.

Ученые западных стран, которые внесли наибольший вклад в разработку политических систем, выделяют другие критерии их типологизации. Например, американские ученые Г. Голдмен, Д. Миллер и другие предлагают делить политические системы на открытые, имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые — с жесткой фиксированной структурой и минимизированными связями со средой. Открытые системы присущи западным демократическим государствам, закрытые — странам с недемократическим режимом (Куба, Северная Корея и др.).

В соответствии с типом политического режима распространено деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократической системе характерно наличие механизмов контроля граждан за властью (разделение властей, наличие независимых СМИ, суда и т. д.), ограничение сферы действий власти Конституцией, законами. В недемократических системах власть обладает неограниченным контролем не только над государственными и общественными структурами, но и частной жизнью людей.

Некоторые западные политики (Д. Коулмэн, Р. Арон и др.) дифференцируют политические системы на традиционные, патриархальные (для обоих характерен авторитаризм), смешанные (полусостязательные) и современные (состязательные).

По политическим культурам (Г. Алмонд) и их выражениям в формах организации власти различают англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную политические системы.

Широко распространено деление политических систем на командную (присущ командный, административный стиль управления), соревновательную (рыночную) и консоциональную (социопримирительную). Показатель второй — противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе.